…Вся элегантность от наших галош

    «Без галош элегантнее» — это ложь.

    Вся элегантность   от наших галош.

        В. Маяковский

«Обувь для обуви» - так иногда называют резиновые галоши (калоши). Казалось бы, что может быть проще и незатейливее этой необходимой, и не слишком красивой (на первый взгляд) обуви. Однако не все  так просто! Начнем с того, что до только около 20 лет назад в словарях слово калоша стало появляться с пометой устаревшее. Само слово было заимствовано из французского galoche или из немецкого galosche. Вероятно, произошло двойное заимствование. Все эти слова восходят к древнегреческому καλόπους «сапожная колодка» (из κᾶλον «древесина» + πούς «нога») через лат. gcalopodia.

Первым в русском языке появилось слово калоша, но стоит заметить, что и галоша вышла не из ниоткуда, поскольку в языках-источниках мы видим g. Можно сказать, что с самого начала у нас было как минимум два варианта написания и произношения одного слова.

https://aif.ru/society/education/galosha_ili_kalosha_kak_pravilno

Однако, в свое время Александр Семенович Шишков (1754-1841) – литературовед, русский писатель, филолог военный и государственный деятель предлагал использовать русское слово «мокроступы». Его предложение не нашло отклика в «образованном обществе», в языке закрепилось название «галоши».   Слово это «прижилось» на севере России, в Сибири и у нас в Воткинске оно использовалось.

История галош, как непромокаемой обуви, также весьма затейлива. Считается, что южноамериканские индейцы, чтобы защитить ноги от влаги, делали из латекса — сока гевеи — «галоши». Они обмакивали в него ступни, которые, когда латекс застывал, становились влагонепроницаемыми.  Позднее эта идея «перекочевала», вернее переплыла в Старый Свет.

Есть другая версия, которая сообщает нам о том, что некий англичанин -  мистер Рэдли, живший на заре XIX века был знатным книгочеем, и упоминание о специальных футлярах для обуви под названием Galicae встретил в труде Юлия Цезаря о галльской войне. Их носили древние галлы, в бесконечных походах защищаясь от слякоти и грязи. Находка так вдохновила Рэдли, что в 1803 году он запатентовал новинку обувного рынка — чехлы для обуви из грубой ткани, вымоченной в соке каучукового дерева. Сырье было не износостойкое: холода делали каучук хрупким, а жара плавила. Под солнечными лучами обувь начинала отвратительно пахнуть.

 Скоро о такой необходимой в грязь и слякоть обуви узнали и в России, и

первые калоши из пропитанного натуральным каучуком сукна появились в Петербурге уже в середине 1820‑х. К новинке не остался равнодушным и поэт А.С. Пушкин. В своем письме к брату Льву в ноябре 1824 г. он просил: «Да пришли мне калоши – с Михаилом», а в1832 году в Петербурге появилась и первая отечественная фабрика галош.

Настоящую славу петербургским галошам принес другой человек – Фердинанд Краузкопф. Именно он со своими компаньонами – Линдером Смитом, Людвигом Гейзе и Христианом Дирсеном решил учредить «Товарищество Российско-Американской резиновый мануфактуры Т.Р.А.Р.М.» - «для устройства фабрики гута-перчи и резиновых изделий». Для организации производства был даже выписан специалист из Америки – некто Роберт Стори.

В 1860 году товарищество начало строительство заводского здание на берегу Обводного канала, а в 1861году  новая фабрика стала выпускать свою продукцию. Успех пришел к производителям галош быстро.

Продукция Т.Р.А.Р.М. брала призы на международных выставках. Именно галоши этой фирмы первыми получили байковую подкладку и специальную резиновую «шпору», для удобного снятия галош без помощи рук. http://www.ipetersburg.ru/blog/nostalgiya-po-galosham/

Спустя некоторое время такие же галоши уже производили и московская фабрика «Богатырь», рижские «Каучук» и «Проводник». Очень скоро резиновым гигантам удалось не только удовлетворить спрос Российской империи, но и наладить экспорт в Европу.

Перед началом Первой мировой войны они пополняли казну более чем на 5 миллионов рублей в год. «…На предприятиях предреволюционной России каждую галошу от начала до конца изготавливал один человек, осуществляя не только клейку, но и заготовку деталей и их намазку. Клейкой занимались только женщины, более приспособленные к кропотливой операции, требующей особой аккуратности. Но именно они больше всего страдали от вредности резинового производства. Около каждого рабочего места стояла банка с клеем, важным ингредиентом которого был бензин. Он составлял основу всех соединительных материалов, несмотря на постоянные попытки их усовершенствования.

В 1913 году в резиновой промышленности России трудилось почти 23 тысячи рабочих. Они производили шин и прочих изделий на 39,8 млн рублей, а галош — на 81,7 млн рублей! (Малая советская энциклопедия 1930: 262). Конвейерная сборка галош обеспечила прорыв в производстве резиновой обуви — количество выпускаемой продукции резко увеличилось.

Какие только галоши ни вышагивали по русским дорогам! Зимние - на собачьем, кошачьем, мерлушковом меху, защищавшие ноги от мокрого снега и холода; глубокие и «мелкие» демисезонные - на шерстяной или хлопковой подкладке; дамские – «с местом для французского каблука» (в советское время известные как «боты») и полугалоши - оставлявшие каблук снаружи. Все галоши выпускались по одному стандарту - из двенадцати деталей: малиновой подкладки, задника, цветной стельки, полустельки, носка, рожицы, толстого и тонкого задников, шпоры, переда, черной стельки, подошвы.

А настоящий прорыв случился в середине 1930-х: было налажено конвейерное производство калош из синтетического каучука, полученного выдающимся русским ученым – химиком С. В. Лебедевым. Это позволило к 1940 году увеличить выпуск резиновой обуви вдвое по сравнению с довоенным. Но  война снова «разула» население. Если в 1937 году страна получила 84 млн 640 тысяч пар калош, то в 1942-м - всего 640 тысяч! 22 января 1944 года Государственный комитет обороны «в целях обеспечения нужд населения и в первую очередь детей» постановил к 1 июня 1944-го увеличить производство галош на заводе «Красный богатырь» до 30 тысяч пар в сутки.Но выйти на довоенный уровень удалось лишь к 1950 году.Калоши наконец-то стали дешевы и доступны - без ордеров, карточек и списков.    https://rg.ru/2020/03/10/legendy-rodiny-kaloshi-nastoiashchie-krasivye-blestiashchie.html

Интересно отметить, что в 50-50-е годы ХХ века, когда советские альпинисты совершали восхождение  на сложнейшие стены горных массивов СССР, галоша оказалась незаменимой на каменных вертикалях. Чтобы пройти маршрут свободным лазанием – сэкономить время, силы, быстро проскочить опасный участок, лидер снимал тяжёлые горные ботинки, на толстый шерстяной носок надевал калошу и - вперёд на каменные кручи. Ноги мёрзли, но калоша держала. https://alpfederation.ru/blog/stranitsy-istorii/istoriia-rezinovoi-kaloshi/

 К 70-м годам ХХ века стало возрастать отрицательное отношение к галошам. Наступил момент, когда покупатель ту обувь, которая не устраивала по внешнему виду, называл презрительно «галоши». «Мода» и «галоши» стали понятиями несовместимыми. Неуклюжая резиновая обувь, галоши и боты ушли с городских, а затем и с сельских улиц на  огороды.

Казалось бы, сейчас галоши ушли в прошлое, но это далеко не так. Сейчас «в резиновом исполнении» можно приобрести любой вид обуви - даже босоножки и балетки. Носить галоши в дождливую погоду становится опять модным в европейских странах. В Швеции и Норвегии галоши стали ежедневным аксессуаром модниц, офисных работников, и даже школьников. Поэтому резиновые боты из коллекции музея, изготовленные   в 50-е годы ХХ века, могут вызвать вполне оправданный интерес современных модниц!

 

 Алла Карпеева – ученый секретарь

МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ