Впервые на сцене ДК “Юбилейный” - историческое культурное событие

Из истории спектакля

«Иоланта» и «Щелкунчик» были заказаны Чайковскому дирекцией Мариинского театра. Считается, что идея соединить в один вечер одноактную оперу и двухактный балет принадлежит директору Императорских театров Ивану Всеволожскому.

В июле 1891 композитор начал работу над оперой, в сентябре был готов клавир, а в декабре закончена оркестровка. К слову, это последняя опера П.И. Чайковского.

Осенью 1892 начались репетиции в Мариинском театре. Оперой дирижировал Эдуард Направник, балетом – Риккардо Дриго. 5 декабря 1892 в присутствии Александра III состоялась генеральная репетиция. «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна, и в балете даже слишком великолепна, — глаза устают от этой роскоши», — писал композитор. 6 декабря 1892 с большим успехом прошла премьера. Несмотря на восторженный прием публики, критика отнеслась к новым сочинениям прохладно.

В основе оперы – драматическая поэма датского драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене» о чудесном исцелении слепой принцессы. Хотя история и является полностью выдуманной, у действующих лиц есть реальные исторические прототипы – Иоланда Анжуйская, ее отец Рене Анжуйский и ее муж Фредерик II Водемонский. Либретто к опере было написано Модестом Чайковским.

11 ноября 1893 «Иоланта» впервые была представлена в Большом театре. Дирижировал Ипполит Альтани, постановку осуществил Антон Барцал, оформил спектакль Карл Вальц. В заглавной партии выступила Маргарита Эйхенвальд (именно ее Чайковский хотел видеть и в петербургской постановке).

Всего на сцене Большого театра опера была поставлена семь раз (в 1893, 1899, 1917, 1940, 1974, 1997 и 2015). Спектакли 1940, 1974 и 1997 стали настоящими долгожителями, «продержавшись» в репертуаре девятнадцать лет, двадцать три года и семнадцать лет соответственно.

«Иоланта» – опера очень чистая, наивная, светлая, но вовсе не такая простая, как кажется. Это фантастическая сказка со своим философским смыслом и серьезным подтекстом.

В Воткинске в рамках фестиваля «Гений места» 11 мая ознаменовалось историческим событием - итогом трех фестивальных дней стало исполнение оперы «Иоланта».

Оперу представили солисты оперы Мариинского театра Екатерина Савинкова, Роман Широких, Мирослав Молчанов, Григорий Чернецов, Максим Даминов, Олег Лосев, Юрий Власов, Кира Логинова, Дарья Рябоконь и Ирина Ванеева при участии хора Мариинского театра. За дирижерским пультом Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров - Валерий Гергиев!

Как отметил сам маэстро, это была его давняя мечта - чтобы “Иоланта” прозвучала в спровождении оркестра именно на родине великого композитора. Это одна из самых репертуарных опер в русской музыке, очень любимая и певцами, и зрителями. И теперь ею вживую впервые смогли насладиться и воткинские зрители. Кстати для этого даже пришлось вынести несколько рядов кресел из партера, чтобы разместить оркестр.

Красочные декорации, трогательный и одновременно мощный вокал... Спасибо за возможность  еще раз окунуться в сказочный мир музыки великого композитора и за доставленное истинное наслаждение.

Огромная благодарность и низкий поклон  труппе Мариинского театра и великому маэстро Валерию Гергиеву! БРАВО!

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ