А не пошли бы вы в детский сад?

27 сентября отметили свой профессиональный праздник воспитатели детского сада и дошкольные работники образования. Дата празднования выбрана не случайно. И история становления современных нам детских садов, ставших уже такими привычными, очень непростая.

Известно, что еще в 1832 году на свои средства Егор Осипович ГугельПетр Семенович Гурьев и Александр Григорьевич Ободовский смогли открыть небольшую экспериментальную «Школу малолетних детей» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Санкт — Петербургом.Вот что писал Егор Осипович Гугель:

«Это суть заведения, куда принимаются дети от двух до шести лет, которых, разумеется, нельзя еще допускать в школы, собственно так называемые. Дети, находясь там под присмотром опытного учителя, играючи, научаются весьма многому; но, что важнее всего, получают нравственное направление. Разумеется, что характер таковых заведений, по нежному возрасту детей, отнюдь не допускает какого-либо строгого преподавания. Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению суть главная цель. Все предметы преподавания служат только средствами к приличному занятию детей. Таковые заведения особенно назначаются для детей неимущих родителей»…

В «Школе малолетних детей» после всех организационных мероприятий было создано 2 отделения.  Младшее отделение для детей от 4 до 6 лет и старшее отделение для детей от 6 до 8 лет. Детей сюда приводили на весь день. Младшие - часто играли на свежем воздухе, слушали рассказы воспитателей и выполняли несложные учебные задания. Старших детей обучали грамоте, письму, счету и пению. А вот от телесных наказаний устроители школы отказались, и ввели в виде наказания для непослушных ребят только запрет на игры.

Егор Осипович Гугель, поставив целью своей проводить умственные упражнения по развитию речи и мышления детей, создал учебные пособия для самих воспитателей. Этот человек первым в России начал разработку дидактических основ дошкольного воспитания, а также создал авторскую методику первоначального развития логического мышления детей. «Школа малолетних детей», по сути, была в России первым дошкольным воспитательным заведением.

Саму «Школу малолетних детей» и деятельность ее преподавательского состава высоко оценивал Константин Дмитриевич Ушинский. [Т.В.Трапезникова. «История создания дошкольных учреждений в России»https://strategy24.ru/rf/news/istoriya-sozdaniya-doshkolnykh-uchrezhdeniy-v-rossii].

 Позднее, в 1859 году в Гельсингфорсе (ныне г. Хельсинки, Финляндия) был открыт уже платный детский сад, а 27 сентября (15 сентября по ст. ст.) 1863 года детский сад в Петербурге был открыт Софьей Андреевной Люгебиль при поддержке мужа, известного филолога, профессора Карла Якимовича Люгебиля.

Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей.

Яркий след в «детсадовском строительстве» оставила Аделаида Семеновна Симонович (1844-1933), русский педагог, человек с незаурядным энтузиазмом и фантазией. Известен факт, что учитель русского и старославянского языков Александр Кондратьевич Халютин из далекой Вятки, называл ее «активной созидательницею благого и нужного дела, что послужит к успеху всего образования и процветания России».

Судьба «созидательницы» Аделаиды Бергман (впоследствии, по мужу, Симонович) весьма характерна для своего времени. Она родилась в октябре 1844 года в Москве в семье лютеран, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, после окончания пятиклассной школы самостоятельно подготовилась и сдала экзамен на звание домашней учительницы, т. к. женских гимназий еще не существовало. Попыталась получить высшее образование в Московском университете, но ей, как женщине, было отказано в посещении лекций. Занималась самообразованием, много читала. Её идеалом был писатель и журналист Александр Иванович Герцен, книги и статьи которого помогли будущему педагогу определить жизненную цель — трудиться на благо народа.

В начале 1860-х годов Аделаида Семёновна вышла замуж за врача-педиатра Якова Мироновича Симоновича, вместе с которым в 1864 году совершила поездку в Швейцарию. Там она слушала лекции, увлеклась учением швейцарского педагога Фридриха Фребеля, сторонника организации детских садов, идея дать это название, принадлежит именно ему. Он считал, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла детский сад, сюда брали детей 3-8 лет, с ними проводили различные игры, занимались конструированием и даже преподавали курс «родиноведения».

Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания. Ежемесячный педагогический журнал был объёмом около 350 страниц издавался в Петербурге в 1866-1868 гг. А. С. Симонович вспоминала в 1917 году: «Материал для занятий в детском саду совершенно отсутствовал. Пришлось составлять игры, работы, рассказы, подбирать песни и прочее… У нас не было сотрудников: все статьи были составлены исключительно нами двоими, корректура, конторская работа — всё исполнялось только нами. Даже отправка по почте. Это был в полном смысле слова журнал кустарного происхождения, существовавший без основного капитала, только личным трудом».

 Через четыре года Симоновичи по семейным обстоятельствам переселились в Тифлис и там тоже открыли детский сад — на этот раз «интернациональный». Его посещали русские, армянские и грузинские дети. Он просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача детской больницы.

     Организация детских яслей — тоже начинание Симонович. После смерти мужа в 1884 году Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.

     Итогом педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы когда-то издаваемого ею журнала. Иллюстрации к книге делали ее дети и внуки, ставшие к этому времени художниками.

[https://vperedsp.ru/novosti/197-n15-15780/13183-pervaya-ledi-doshkolnoj-...

Надо отметить, что идея об организации досуга маленьких детей, в то время, когда их родители заняты работой, воодушевила многих.  И вот уже в «Памятной книжке Вятской губернии за 1866 и 1867 годы» встречается сообщение о Вятском губернском приюте, существовавшем на средства благотворительного общества.  Он предназначался «не для детей-сирот, а для детей поселян и дворовых, которые во время дневных работ их родителей или родственников по необходимости оставались без присмотра и попечения, лишены способов нравственного образования и сверх того подвергаются всяким несчастным случаям» (§ I – устава приюта). Дети в возрасте от 3 до 9 лет (§ II) приводились в приют, кроме воскресных дней и больших праздников, имели обед, полдник и платье на всё время пребывания. Согласно уставу «каждый день в положенное время родители являются в заведение для принятия детей обратно». Немногочисленные наставники детей – попечительница Н. П. Компанейщикова, директор И. И. Драверт, а чаще всего надзиратель или дьякон – осуществляли призор, попечение и нравственное образование детей.

С понятием «детский сад» в Вятке познакомились позднее – в 1911 г. «Вятские епархиальные ведомости» (1912. № 2) сообщили о том, что в губернской публичной библиотеке состоялся праздник рождественской ёлки. Чем же это событие привлекло внимание местной хроники? Тем, что ёлка в библиотеке была праздником первого в Вятке частного детсада К. А. Лупповой.

«Ведомости» сообщали: «Идея детского сада для многих неизвестна, и сама фраза «рождественская елка детского сада» звучит как-то странно. Поэтому мы позволим себе сказать сначала несколько слов о самом детском саде. Детский сад – это учебно-воспитательное учреждение (подобное школе) для маленьких детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, организованное по идее Фребеля.

В детский сад дети собираются с 9–10 часов утра и остаются здесь до 2–3 часов дня. Дети все это время заняты разнообразными работами, которые исполняются ими, как игры и развлечения: строением разных фигур из кубиков и корзинок, приготовлением из картона и лучинок игрушечной мебели, работой из гороха и лучинок, лепкой из глины. Работы эти чередуются с подвижными играми, дается также некоторое знакомство с названиями окружающих предметов по-французски и немецки».

Сад, открытый К. А. Лупповой 1 октября 1911 г., посещало 30 детей, и помещался он в квартире устроительницы на Всехсвятской улице в доме Якубовского.

Вторым детским садом, открытым в феврале 1914 г. на средства благотворительного общества, был Вятский бесплатный детский сад. Его посещало 94 ребёнка – дети рабочих, подёнщиков, мелких служащих. Сад не имел постоянного помещения, дети ютились то в народном доме трезвости, то в доме комитета трудовой помощи, то в фойе кинотеатра «Колизей». Дети получали горячий завтрак: чашку супа с хлебом и кружку чая с молоком и сахаром. [Т.В. Бабинцева «История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год». Герценка: Вятские записки. Вып.20]

Примерно в это же время или чуть позднее появляется детский сад в Воткинске, о чем сообщает «Воткинская газета» от 23 июля 1917 года. (хранится в фондах Музея истории и культуры г. Воткинска).

 В разделе «Местная жизнь» можно прочесть сообщение «Детский сад», автор   подписал свой материал «А-iй». (Текст приведен полностью с незначительными сокращениями)

«Приходится удивляться что до сих пор многие еще не знают, что существует в Воткинске Детский сад.Но следует только прийти один раз и посмотреть на эту живую лаву, движущуюся по аллеям с флагами, сплошным кольцом, облепившим висячую лестницу, качель, турник, трапецию и гигантские шаги и гуляющую, как рой пчел, чтобы на долгое время запечатлеть эту картину милых карапузов.Смотрите, как у этого мальчугана из «резерва», горят глаза от напряжения и от нетерпения, он приходит весь в движение, смотря на муравьев, как они копошатся перед его глазами и боится, как бы не прокараулить и первому ринуться на освободившееся место своего счастливого соперника из «действующей», но уже свалившегося от усталости с лестницы или опустившегося от гиган.Но только одна смена из «действующей», переходит на отдых в «резерв», бросается в атаку… и что тут происходит.

Или посмотрите на игру барин и слуга», где барин с завязанными глазами ищет своего слугу, чтобы наказать его, но от одного неловкого движения падает, натыкается на зрителей или ударяет жгутом по воздуху, вызывая у играющих дружный смех. Такой смех, что невольно поддаешься ему, молодеешь душой и порываешься принять участие в их игре и доказать бывшую удаль.Не бывает такого мгновения, чтобы эта масса не двигалась и не волновалась, ключом бьет в них жизнь и просит выхода наружу.

Товарищи! У кого душа молода не будьте пассивными, не откажитесь быть ловцами человеков, приходите заниматься с ними, избавьте их от влияния улицы и из гибких натур скуйте железных бойцов.В скором времени в саду будут установлены третьи гиганы, детская карусель, крытый павильон который будет приспособлен под кинематограф.Для обучения детей гимнастике, предполагается пригласить из местного гарнизона специалиста».

Скорее всего автор рассказывает о детях, которые проводили время в Богатыревсом саду, его появление вверху улицы Поповский (ныне ул. Ленина) связано с именем Дмитрия Яковлевича Богатырева - «большого любителя садоводства». Как вспоминали современники, он приобрел сразу несколько стоящих рядом усадеб (около 1 гектара земли) и на этой территории посадил фруктовые и декоративные деревья, а также кустарники.
Здесь были собраны различные виды деревьев: кедры, дубы, лиственницы, липы, березы; устроена летняя эстрада, где проходили концерты под открытым небом. Кроме того, здесь были устроены качели и гигантские шаги для детей, которые могли здесь гулять под присмотром взрослых. [
http://art.votkinsk.ru/node/783]

Невзирая на все сложности, с каждым годом количество детских садов возрастало. После революции 1917 года в ведение Наркомпроса перешло 250 частных и общественных садов. Постепенно частных садов становилось все меньше, но полностью их не закрывали. Государство могло обеспечить садами только детей рабочих и крестьян — служащим мест не хватало, и они пользовались частными платными садами. Не хватало и кадров для детских садов, поэтому в 1918 году в МГУ был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением.

 В Воткинске в 1927 году открылся уже советский детский сад. (Он и сейчас принимает малышей - это детский сад №1 «Золотой петушок»). В ноябре того же года на базе детской площадки под руководством Е. Цаплиной было открыт еще один детский сад, он также всем хорошо известен- это детский сад №2 на улице Володарского. [«Планета по имени Школа». Историко-биографическое повествования о народном образовании в Воткинске. 1807-2210гг.]

  В 1933-34 гг.  в Воткинске было уже 16 детских садов с охватом 1002 чел. [Управлении по делам архивов Администрации города Воткинска фонд 1, оп.1, д.1. «Воткинский рабоче-поселковый Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Показатели социалистического строительства в поселке Воткинск за 1930-34гг.»].

В 1934 году была создана первая образовательная программа для детских садов — государству было важно, чтобы детей учили социалистическим ценностям, вели антирелигиозную пропаганду. В 1938 году детские сады окончательно стали похожи на те, что мы знаем сейчас, — в них открылись ясельные группы. Туда принимали младенцев начиная с двух месяцев, а матери могли брать специальный перерыв на работе, чтобы приехать в сад и покормить ребенка грудью. [https://familio.media/history-and-we/kak-v-rossii-poyavilis-detskie-sady... 

Алла Карпеева – ученый секретарь МАУ

«Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

 

 

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ