ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИЦО ВОТКИНСКА

Есть люди, для которых место их рождения и воспоминания детства, юности – являются живительным источником их  творческого вдохновения и индивидуальности, самобытного таланта и дарования, а жители таких городов с особой гордостью рассказывают о своих земляках.

Воткинск – родина знаменитого русского композитора П.И.Чайковского, где он родился и провел первые 8 лет жизни; его имя знает каждый россиянин. Но, мало кто знает, что в начале 20 века в Воткинске появился на свет писатель, сказочник, драматург - Евгений Пермяк, проживший здесь гораздо дольше, чем П.Чайковский. Сюжеты, герои его романов о жизни уральских заводов, наполнены фамилиями, фактами, событиями из истории Воткинска. «Литературным лицом» Воткинска, мы называем, русского писателя, сказочника 20 века Евгения Андреевича Пермяка. 31 октября 2022 года писателю исполняется 120 лет.

Женя Виссов (настоящее имя писателя), родился в Воткинске, во второй год 20 века (1902) и прожил здесь 15 детских и отроческих лет. Революционные и военные события тех лет, не остались без участия писателя, Евгений отправиться в самый «революционный город» Урала – Пермь, где окончит Пермский государственный университет,  но до этого он «пройдет» Сибирь, где послужит конторщиком на Купинском мясопункте, поработает пастухом, и даже примет участие в изъятии у крестьян «излишков» хлеба. В 1932 году Е.Пермяк переезжает в Москву, и пробует себя в драматургии. Военные годы писатель проведет в Свердловске, где познакомится с уральским сказочником Павлом Бажовым. Возможно, именно, это знакомство и дружба, подарила нам Евгения Пермяка – сказочника. Умер Е.Пермяк в 1982 году, и похоронен на Ваганьковском кладбище.

После смерти, имя писателя по ходатайству его друзей и коллег, присвоено Центральной детской библиотеке Воткинска (1986 г.), а его псевдоним носит улица города.

«А в Воткинск я приеду “потом”…Уйдя с поверхности земли, я не уйду из Воткинска. И рано или поздно приду туда и останусь жить библиотекой или улицей, а лучше книгами».

…из писем Е.Пермяка заведующей детской библиотекой №1 Сунцовой Н.П., которая и стоит у истоков дружбы «писателя и библиотеки»

Имя писателя и его книги давно и активно «живут» в городской среде Воткинска. С легкой руки дочери писателя Ксении Евгеньевны и ее трепетного отношения к городу детства отца, ежегодно фонд библиотеки городской библиотечной системы пополняется на 50 - 100 книг самых последних изданий Е.Пермяка. Каждая книга снабжена экслибрисом семьи писателя «Евг.Пермяк. Из библиотеки и личного архива».

 Но особый интерес у любителей творчества писателя вызывают подлинники писем, адресованных коллективу и заведующей детской библиотекой №1 (так до 1986 года называлась ЦГДБ), письма директору краеведческого музея Б.Я.Аншакову (которые хранятся в фондах Музея истории и культуры), а также переписка писателя с жителем города А.З.Воротовым. В первую очередь, наверное, еще и потому, что в письмах Евгений Андреевич выступает не как писатель, а как истинный патриот своего города. Благодаря настойчивости Анатолия Захаровича, Пермяк приступил к написанию мемуаров о жизни дореволюционного Воткинска,ставшие интересным материалом для всех, кто хочет знать историю города. Настойчиво А.Воротов искал воткинские темы и в романе «Горбатый медведь», просил Пермяка рассказать, где, правда, а где вымысел. Переписка, начавшаяся, как ручеек, превратилась в полноводную реку.

Вскоре «зажурчала» переписка и с детской библиотекой. По воспоминаниям, тогда, заведующей детской библиотекой №1, Нины Павловны Сунцовой: «В один из осенних дней 1972 года в детскую библиотеку зашел А.З.Воротов и завел разговор о 70-летии Е.А.Пермяка, библиотеки поддержали его инициативу, началась подготовка к юбилею писателя, а вскоре установилась и деловая дружеская связь. Почти сразу в библиотеку стали приходить посылки с книгами из его личной библиотеки, часто с автографами авторов. На каждой из них стоял экслибрис «Евг.Пермяк».

«Только труд делает маленького человека большим!»

 из книги Е.А.Пермяка «Детство Маврика»

       Тема труда и взаимовыручки, проходит «красной нитью» через все творчество Евгения Андреевича.

«Радостно было правильно решить задачу по арифметике, приятно получить три вместо ожидаемой двойки, но большим счастьем было сделать что-то самому: смастерить лук из можжевельника, выковать нож и скобу, посадить на гипс керосиновую горелку, выпилить рамку из фанеры, слепить из глинки фигурку и обжечь её - одним словом сделать настоящее, нужное дело. И это не игра в работу, а сама работа»                                                 

                                                                    … из  воспоминаний Е.Пермяка

«Рукастость», «умелость» - вот качества людей, среди которых рос Женя Виссов (Е.Пермяк). Еще в Воткинской ремесленной школе он овладел пятью из семи, преподававшихся там ремесел: столярным, слесарным, сапожным, кузнечным и токарным.

«В любом деле нужно мастерство, «живинка». Есть парикмахеры, которые не парикмахеры, а артисты. Есть сапожники, которые не сапожники, а мастера-художники своего дела. Но бывают и несчастные люди – бездарные артисты и скучные журналисты, плохие музыканты и недоученные инженеры, которые только и делают, что жалуются на кого угодно, кроме себя. Позарились на чужую «живинку» и потеряли свою, вот и проживают свою жизни вечно недовольными»

… из книги Е.Пермяка «Кем быть?».

Возможно, именно «живинка писательства» позволила сотрудникам библиотеки создать единственную в России мемориальную комнату Е.Пермяка. Она ограничена площадью, но богата своим внутренним наполнением. «Надеемся, - говорят сотрудники, - что этот «шажок-погружение» в творческое наследие писателя, станет для многих шагом в большую литературу».

«Редкий из нас не наделен даром сочинительства, которое мы в большинстве случаев не переносим на бумагу. Пожалуйста, поверьте, что вы, читающий эту главу, тоже писатель, правда в том случае, если вы так сказать соавторствуете со мной, что-то мысленно вычеркивая, что-то уточняя, а то и развивая для себя. Тем самым обогащая недодуманное мною..

Литература всегда разговор двух, пишущего и читающего. Литература начинается там, где читатель додумывает, дописывает, дозавершает писателя. Где читатель более или менее активно вмешивается (втягивается, зазывается, вовлекается) в происходящее на страницах  повести, романа, рассказа».

… из  ненапечатанных записок Е.Пермяка

Сегодня в музейной комнате Е.Пермяка представлены уникальные и ценные документы, содержащими реальные воспоминания и эмоциональные переживания писателя: книги с дарственными надписями и личными комментариями, редкие фотографии, альбомы, вещи из личной коллекции писателя, хроники событий и аудиозаписи с городских краеведческих конференций прошедших лет. Все это: уже имеющееся и создаваемое нами сейчас, позволяет вновь и вновь всесторонне раскрывать творчество и талант писателя.

Евгений Андреевич писал для читателей разных возрастов. Но больше всего - для детей. В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора. Герои его сказок не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд - вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной.

«Роман, рассказ, повесть, могут написать очень многие. И это хорошо. Каждый может написать о себе. В третьем лице. И это будет довольно интересно, а может быть и очень интересно. Но останется ли жить это интересное, как произведение литературы – другой разговор. Сочинитель – « не фотографитель»… Ночью «пришла» сказка о фотоаппарате, который предлагал себя художнику взамен кисти, мотивируя, что он всюду может заглянуть.

 - Да, - сказал художник – всюду, кроме души. И оставил кисть…

…Сочинять - это значит… владеть самым главным – языком. Языком образным. Лаконичным и живописным. Без этого нет литературного произведения, как нет живописи без волшебства сочетания красок…У писателя, который писатель, особый слух на слова, на язык. И особая слуховая память на них. Выдумать из ничего «с бору да с сосенки» человеческую речь – нельзя. Речь литературного персонажа - это его внутренний мир. Прислушайтесь – члены вашей семьи, говоря на одном языке, говорят по-разному. Притом очень по-разному

… Простота и изящество слога умение редкостное. Тургеневское умение. А ведь в этом и  состоит половина, (если не больше) литературной одаренности».

из ненапечатанных записок Е.Пермяка

 

 

 

 

Тулякова Ю.Н., директор МБУ «ЦБС» г.Воткинска

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ