Осеннее НОВОЛЕТИЕ… или лето провожаем, а Новый год встречаем!

10 сентября в Воткинске прошли «Осенины Хлебосольные».  Но если говорить точнее, то в народной традиции «Осенины» — это целая серия праздников. В разных губерниях его называли по-своему: Оспожинки, День благословения хлебов, Богородицкая, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день…, и отмечали их три раза: 14, 21 и 27 сентября. Праздники символизировали прощание с летом, встречу с осенью и подготовку к зиме. К этому времени сбор урожая и работа в поле закончены, а погода еще позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб.

Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. «Осенины» начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца. В этот день начинались проводы лета и встреча осени.

Вечером 14 сентября проводили обряд по «обновлению» огня. Он символизировал начало осени и всеобщее обновление, как правило, его совершал глава семьи. Он гасил в печи старый огонь, который обозначал уходящий год, и зажигал новый.

А.В. Терещенко (1806–1865) – один из первых российских этнографов и археологов, главный труд которого, многотомный «Быт русского народа», отмечал, что «в деревнях гасят вечером огонь в избах и не держат его в эту ночь. Наутро раздувают новый огонь знахари и знахарки, с особыми приговорами. Со времени Семена дня повсеместные сельские работы называются бабьими. Этому названию способствовало само время: ни холодное, ни теплое, которое как нарочно выгоняет женщин из изб, чтобы работать на открытом воздухе. Там они мнут и треплют пеньку, мочат и сушат лен, прядут и снуют холст. Если девушка «затыкает» кросна (старинный ткацкий станок) в Семен день, то она замечает, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж: если не ровно, то негодный. На женские работы стекаются молодые люди, чтобы им помочь, и помогают преимущественно молодкам и красным девушкам. Ввечеру начинаются посиделки, и тут просиживают за работами до первых петухов».

Как отмечают исследователи, в некоторых губерниях огонь добывали ударами кремня, в некоторых — трением двух кусков дерева, обычно липы и дуба, реже — сосны и березы.Дымом от добытого огня окуривали дом, чтобы задобрить домового. Обязательно заходили в хлев — так прогоняли злых духов от скота.  В этих обычаях, как считают историки, явственно «слышны отголоски давних, еще языческих традиций, сохранившихся в памяти народной» (С.В. Максимов (1831-1901)– русский этнограф).

Согласно народному календарю, Семен-день называют еще Семен-летопроводец, он знаменит тем, что с конца XIV века до 1700 года он был у нас большим календарным праздником – это Новый год. Хорошо известен и другой факт в нашей истории: наступивший 1 сентября 1699 год оказался самым коротким. Он продлился только до 1 января, когда Петр I приказал праздновать Новый 1700 год. В данном случае, можно отметить, что  последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)  вошел  в историю,  не только «укоротив» год, но  и «омолодив» Россию на 5507 лет!

15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от Рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года, и его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года.

А в «допетровское» время, когда счёт лет шел от сотворения мира, осеннее новолетие встречали с размахом, событие было торжественным и радостным. В этот день царь обязательно общался с народом, стекавшимся со всех уголков Москвы из ближайших деревень в Кремль «лицезреть пресветлые царские очи».

Начинался праздник ровно в полночь, раскатом выстрела из вестовой кремлевской пушки. Она возвещала жителей столицы о наступлении Нового года. Вслед за выстрелом начинал гудеть колокол на колокольне Ивана Великого.

 По большому счету, новогодние традиции почти четырехвековой давности, напоминают современные.

 Как рассказывали старожилы, к этому дню в домах Воткинска было по-праздничному торжественно и красиво. Антонина Степановна Бердышева вспоминала, что в этот день в дом обязательно приходили  гости: «бабенька Зинаида и бабенька Екатерина» (или бабенька мамина и бабенька папина), так про себя их называла маленькая девочка. Их обязательно угощали чаем из самовара, за столом сидели все вместе и дети, и взрослые. Бабенька Екатерина жила в Вятке и когда приезжала «погостить», она привозила с собой «жимки» - очень маленькие пряники, напоминающее скорее семечки. Они славились не только в Вятской губернии, но и по всей России.  Бабушка привозила их, чтобы побаловать внуков. (Воспоминания были записаны в 80-е годы ХХ века Т.А.Ткачук).

К этому времени был приурочен древний забавный обряд похороны мух и тараканов.   Он зафиксирован исследователями на всей территории России, был наиболее ярким и даже «театрализованным» в южных губерниях России, но он зафиксирован и на территории Вятской и Пермской губерний.

 Антонина Степановна рассказывала, что в их семье обряд также проводили, но он носил уже совершенно шуточный, игровой характер, но соблюдался неукоснительно. Мама – Прасковья Петровна, строго следила за тем, чтобы все насекомые, если таковые появились в доме, были изгнаны. И главное условие для того, чтобы они не прижились - это чистота и тщательная уборка.

Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Считалось хорошей приметой в этот день выйти на берег реки или пруда, встретить «матушку Осенину», а точнее просто полюбоваться чудесными картинами золотой осени.

  Принято было в этот день ходить в гости и обязательно на столе должен был появиться разборный каравайчик - всем известный разборник. Приглашая его отведать, хозяйка шутливо говорила детям: «Маленькие разбойники ждет вас разборник».  И здесь дети должны были проявить терпение, уважение к старшим, кушать не спеша, т.е. показать свою воспитанность. Крайне редкими были случаи, когда «робЁнки» вели себя за столом действительно, как «маленькие разбойники».

Последние, третьи Осенины, отмечаются 27 сентября. Это день православного праздника Воздвижения Креста Господня. В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины. Кроме того, с этого дня начинали заготавливать капусту, начинались «капустнинские вечеринки», здесь царило настоящее веселье, звучали песни особых склада и лада, приуроченных к этому времени:

«Вейся ли вейся, капуста,

Вейся ли вейся, белая..»

 

Вот такие они, наши Осенины: яркие, веселые и главное-хозяйственные!

 

Алла Карпеева – ученый секретарь МАУ

«Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ