Парта, награжденная серебряной медалью

 

                                                                «Дети! В школу собирайтесь,
                                                                 Петушок пропел давно!
                                                                Попроворней одевайтесь -
                                                               Смотрит солнышко в окно!..»

                                                               Лев  Модзалевский/  1864 год

 

Наверное, многие помнят эти добрые слова, в некоторых семьях и в наше время мамы и бабушки будят своих детей словами: «Дети в школу собирайтесь, петушок пропел давно». Только чаще всего мы считаем их народной присказкой и не подозреваем, что это начало длинного стихотворения, у которого есть автор - Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) известный русский педагог, детский писатель и поэт. Константин Дмитриевич Ушинский поместил его стихи в свою знаменитую хрестоматию для детей «Родное слово» (1864). И его самое известное стихотворение – «Приглашение в школу», больше известное нам по первым строчкам «Дети! В школу собирайтесь».

После публикации «Родного слова» читатели единодушно обратили внимание на него и отдали ему свои симпатии. Стихотворение легко запоминалось, привлекало своей напевностью, простотой и добрым отеческим напутствием и быстро стало известным. Его начали публиковать во всех школьных хрестоматиях для начального чтения, выходивших в ХIХ веке.  И сейчас еще многие помнят этот стишок из детства, если не полностью, то первые две строчки обязательно и конечно, оно ассоциируется с 1 сентября и это не просто календарное начало осени, это начало учебного года!

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ - это особенное состояние души, когда все интересно, неизвестно, когда даже в пасмурную погоду светит солнце!!! Этот день - один из самых важных в России. Официально праздник появился в государственном календаре в 1984 году, и в далеком теперь уже 1935 году, Совет народных комиссаров принял постановление о единой дате начала учебы во всех школах. Первым учебным днем стало 1 сентября. Тогда же была установлена продолжительность учебного года и введены фиксированные каникулы - начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их — в первых трех классах 1 июня, в 4-7 классах 10 июня и в 8-10 классах 20 июня.

Постепенно сформировалась традиция приходить в школу в первый день сентября в нарядной одежде, приносить букеты учителям, чествовать первоклассников и выпускников, а также звонить в школьный колокол, поэтому этот день в народе стали называть Первый звонок.

История формирования традиций Дня знаний связана с именем Федора Федоровича Брюховецкого (1915-1991) – советского педагога, заслуженного учителя школы РСФСР, кандидата исторических наук. Брюховецкий выпускник Краснодарского педагогического института, стал директором школы в 1943 году. Под его руководством учебное заведение, в котором после освобождения Краснодара не было даже дров, со временем превратилась в пространство для педагогических экспериментов, опытную площадку Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР. Многое из того, что внедрил педагог в краснодарской школе № 12, впоследствии стало классикой советского образования, а кое-что унаследовала и современная российская школа. Педагог придавал особое значение тому, что сплачивает, объединяет ребят разных возрастов, учителей, родителей.

Так, первый в истории «последний звонок» прозвенел 25 мая 1948 года в Краснодаре. Он задумывался как торжественное подведение итогов многолетней учебы, этот день должен был запомниться как самим выпускникам, так и другим ученикам, поэтому он прошёл в форме общешкольной линейки. Первоклассники вручали покидающим школу ребятам собственные поделки, сделанные на уроках труда. В праздничный день выпускники также сажали деревья на территории школы. Последний звонок – не единственный праздник, который зародился в школе Фёдора Брюховецкого, а потом распространился по всему СССР. Отсюда также берут начало знаменитые школьные праздники «Прощание с букварём» и «День знаний» (1 сентября).

[https://kuban.aif.ru/dontknows/gde_vpervye_proshel_posledniy_zvonok]

Конечно, один из неизменных символов праздника знаний 1 сентября - это школьная парта, хотя в настоящее время в классах уже давно стоят столы и стулья, а об «ушедшей» в историю парте сожалеют многие учителя. Итак, какова же ее «биография»?

К. Д. Ушинский –русский педагог и автор книги для детей и родителей «Родное слово», дает описание школьного класса в разработанном им пособии: «Наш класс помещается в большой комнате… Посреди комнаты – скамейки для учеников. Перед скамейками – стол и стул для учителя». Ни о какой парте в коротком рассказе нет и речи просто по той причине, что первое издание «Родного слова» было в 1864 году, тогда ее еще не придумали.

Разработал конструкцию парты, максимально удобную для школьников, российский ученый Федор Федорович Эрисман (1842-1915).Интересно, что он родился в Швейцарии, в 1860-е годы, учась в Цюрихском университете, познакомился с русскими студентами и, вдохновившись их передовыми идеями, принимает решение в 1869 году переехать в Россию, которая стала для него второй родиной.В Петербурге открывает частную практику и начинает заниматься глазными болезнями. Вскоре ему предлагают провести оценку зрения учащихся петербургских гимназий. Была проделана огромная работа, тщательно обследованы 4358 учеников. Итогом стал вывод о связи близорукости и нарушений осанки в подростковом возрасте с неправильной организацией рабочего места гимназистов.

В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870г.) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Но он не ограничился констатацией проблем, а предложил способы их решения - профилактические меры, направленные на уменьшение зрительной нагрузки, коррекцию освещенности, рациональную организацию рабочего места, уделив особое внимание школьной мебели. В то время в классах использовались не парты, а школьные столы и скамьи. Ф.Ф. Эрисман писал, что их конструкция не позволяет детям соблюдать правильную позу при учебе. Он предложил таблицу восьми последовательных типов школьных парт, устроенных в соответствии с гигиеническими требованиями. В соответствии с этими требованиями строго нормировались расстояние между скамьей и внутренним краем стола, высота внутреннего края стола над скамьей, высота скамьи, высота спинки. 

Разработанная Федором Федоровичем Эрисманом конструкция школьной парты получила название «парта Эрисмана» и до сих пор является эталоном рабочего места школьника.

[https://www.perunica.ru/vospitanie/8757-shkolnaya-parta-erismana-praviln...

Изобретение Эрисмана оказалось очень кстати. После крестьянской реформы 1861 года в стране стало появляться большое количество народных школ, открывались гимназии и реальные училища. И везде парта была просто необходима, поэтому на новое изобретение обратил внимание Александр II. По его указу парты стали необходимой принадлежностью любого образовательного учреждения. Их изготавливали из дуба и были рассчитаны на разный возраст, соответственно имели разный размер. Но парта была одноместной, что создавало трудности ее размещения в тесном классе, особенно в сельской школе.

Именно этот вариант парты усовершенствовал учитель П.Ф. Коротков из села Бруснятское Камышловского уезда Пермской губернии, сконструировав ее двухместный вариант. Свое изобретение Петр Феоктистович представил на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. В регистрационном листе выставки под №115 записано: «Коротков Петр Феоктистович, сельский учитель из села Бруснятского, экспонирующий в кустарном отделе «парту своей работы». Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм. Эта двухместная парта включала два продольных полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Откидная крышка парты позволяла ученику вставать при ответе или приветствии учителя. Низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный. Все детали парты не имели острых ребер и углов.
Изобретение Петра Феоктистовича Короткова было удостоено серебряной медали. После получения Коротковым диплома, земство удовлетворило его ходатайство о строительстве нового здания школы. До этого момента инициатива Петра Короткова о развитии школ воспринималась земством крайне настороженно, и не случайно.

Петр Феоктистович был уроженцем Вязниковского уезда Владимирской губернии (точная дата рождения не известна) учился в Петербургском университете, активно участвовал в деятельности тайной организации народников «Земля и воля». Его арестовали, как участника подпольной антиправительственной террористической организации, судебный процесс, имевший большой резонанс, состоялся 18—25 января 1877 года. Процесс вошел в историю, как «процесс ста девяноста трёх». К суду были привлечены участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную пропаганду с 1873 по 1877 год. В числе участников, проходивших по делу, был и П.Ф. Коротков, по окончании судебного разбирательства его сослали в Пермь, где было определено, что неблагонадежный поднадзорный будет жить в селе Бруснятское Камышловского уезда. Здесь Коротков и начинает свое настоящее служение народу. 11 октября 1880 года он приступает к работе в школе, а спустя 7 лет завершает проект создания школьной парты.

После получения П.Ф. Коротковм диплома выставки, земство было даже вынужденно удовлетворить его ходатайство о строительстве нового здания школы, где было рекомендовано использовать парты, предложенной изобретателем конструкции. Впоследствии Петр Феоктистович покидает Бруснята, и последние семь лет работает учителем Кунгурской земской школы Кисловской волости (ныне Каменский район). В Кунгурке он достроил здание земской школы. Умер он 26 января 1907 года, прослужив учителем 25 лет.

Постепенно, к концу ХIХ века удобные и прочные парты стали уже привычной школьной мебелью. Вятская губерния, к которой относился и Воткинск, к началу ХХ века занимала первое место по количеству школ в Казанском учебном округе. В 1915 году число начальных народных училищ в губернии достигло 2660, количество учеников - 167452 (Исследование положения начального народного образования в Вятской губернии с проектом школьной сети для введения всеобщего обучения. Вятка,1900.). И для большинства учеников в Вятской губернии парта, изобретенная учителем Коротковым, стала настоящим помощником в учебе, она верой и правдой прослужила в наших школах почти сотню лет.

О ней рассказывает и Вера Васильевна Трифонова (Красильникова), текст воспоминаний она передала в музей 7 апреля 1981г. «1908 год, в деревянное здание, принадлежащее торговцу Балакину, была переведена начальная школа с противоположной стороны улицы... Это было, вероятно, 1 сентября…в школе в верхнем этаже, что окнами на улицу, в большом классе на скамейках и партах сидели родители учениц, а у другой стены были устроены подмостки… <приготовленные для выступления> ... Начался утренник».  Как бы мы сейчас сказали, была подготовлена театрализованная праздничная программа, в которой приняли участие дети и взрослые. В данном случае, речь в воспоминаниях идет о «Некрасовской школе», (2 женское Некрасовское земское училище) на Поповской улице (ныне ул. Ленина, д.38)

Впоследствии, на основе той, исторической парты Короткова, были разработаны уже советские варианты, о которых и сейчас вспоминают уже давно ставшие взрослыми, ученики. Наверное, многие помнят ее: прочную, уверенно стоящую в классе, с откидной крышкой, удобной подставкой под ноги, а сейчас ее сменила современная школьная мебель. Но школьная парта, с которой связаны светлые школьные воспоминания, не забыта. Она была тем кораблем, на котором можно было отправиться в страну Знаний!

 

 

«Когда еще за школьной партой
Взгляд отрывал я от страниц,
Мне мир казался пестрой картой,
Ожившей картой — без границ!

 

В воображении вставали
Земель далеких чудеса,

И к ним в синеющие дали

Шел бриг, поднявший паруса…»,-

 

писал поэт Всеволод Рождественский. 1 сентября в Музее истории и культуры г. Воткинска все желающие смогут вновь вспомнить свое школьное детство, сделать снимок на память у школьной парты, за школьной партой!

 Алла Карпеева –ученый секретарь МАУ

  «Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ