Августовские Спасы

Август, последний летний месяц, отмечен сразу тремя праздниками, очень любимыми в народе: Спас медовый, или Спас на воде; Спас яблочный, или Спас на горе; Спас ореховый или Спас на холсте. Названия праздников связаны с крестьянскими хлопотами, сбором урожая.

14 августа -  праздник Всемилостивого Спаса, а народное название- Медовый Спас, или Маковей.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Кроме того, как рассказывали старожилы, у нас в Воткинске пекли блины с маком и ели их, обмакивая в свежий мед. Вкус необыкновенный!

Странное название праздника «Маковей» также появилось не случайно. Как пишет Мария Городова, обозреватель «Российской газеты», мак попал в праздничную трапезу из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память 14 августа отмечают в церкви. Святые ветхозаветные, т.е. жившие до Христа мученики Маккавейские так сильно и искренно верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников. Русский народ всегда воспринимал этот библейский сюжет с огромным состраданием и сочувствием.

В этот день верующие приходят в храм, чтобы освятить мед. Раньше обыденная жизнь человека была пронизана христианством, религиозные праздники органично вплетались в канву повседневности.  К 14 августа уже поспевал мед нового урожая. В народном сознании – безусловный дар Божий человеку. Поэтому и приносили его в храм для освящения. И мед становился уже непросто пищей, не просто лакомством, а выражением милости Бога к людям, воплощением Божьей благодати. Считается, что мед, освященный в день первого Спаса, может укрепить здоровье, подарить уверенность и спокойствие.

Кроме того, как говорили всезнающие бабушки, в этот день можно оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.

На Руси молодежь в этот день водила хороводы, во время которых девушки осыпали маком приглянувшихся парней. (Сделаем небольшую ремарку. Сколько же высаживали мака, и использовали его только в благих целях!)

По поверью, в этот день пасечники должны нарезать соты и разнести мед по домам, где жили бедные люди. Эту примету  хорошо знали в Воткинске, где было много пчеловодов и люди с большим уважением относились к их труду. Недаром многие благозвучные слова русского языка так или иначе имеют прямое отношение к слову «мед»: медовый пряник, медовый месяц, пахучая медуница…

В народе первый Спас еще называли Мокрым, Спасом на воде, так как в этот день освещалась вода. Как сообщают исторические источники, ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней. В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях. Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.

Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю). И сегодня в этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. https://www.pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi-i-molodilnye-yablochki-pravda-sueveriya-i-polnyj-sumbur/

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость. Православные купаются в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасаются водой из освященных колодцев и источников.

19 августа в народном календаре - Яблочный Спас.

 Почему второй Спас именно Яблочный?  Издавна существовала традиция приносить в храм плоды своих трудов и освящать их. В этот день в Византии освящались виноград и колосья пшеницы. В России, в тех местах где виноград не растет, в храм стали приносить другие садовые плоды в том числе и яблоки.

Официальное название церковного праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Однако на Руси он известен как Яблочный Спас, или Второй Спас.

На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. К этому времени в садах массово созревали яблоки.

До Второго Спаса их есть запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали, устраивали угощение для всех.  По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одаривал ближнего своего яблочком, считался недостойным: «А не дай-то Боже с ним дела иметь!» Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится.

Устраивали в старину на среднего Спаса народные гуляния, любовались закатом, это традиция, характерная для Воткинска. Правда, мы любуемся закатами не только в августе, на второго Спаса, а в любое время года, Уж очень они у нас хороши!

В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки.

29 августа- третий Спас – Ореховый, Хлебный, Холщевый. Он замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Издавна считается, что к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом праздника. Третий Спас называется также Спас «на полотне» (Первый – «на воде», Второй – «на горе»).

В этот день приступали к заготовке лещины. На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку. В наших краях орехи в основном собирали по берегам Камы, где их было множество, о чем с удовольствием в свое время вспоминал краевед Федор Павлович Тукмачев (1919 - 2011).

 Недаром, как воспоминания о тех днях далекой молодости, во дворе его дома в с. Перевозное росло раскидистое ореховое дерево, под которым он так любил посидеть, отдохнуть, да и гостей угостить «собственным орехом».

Но в Вятской губернии, а в прошлом территориально мы относились именно к ней, третий Спас в первую очередь называли Полотняным или Льняным. По преданию в этот день Господь умыл Свое Лицо и утер полотенцем, чудесно изобразив на нем свой Лик: Спас на полотне.

Поэтому в этот день в храме, после праздничного богослужения освящают самотканые льняные холсты. На освящение приносят в церковь также орешки, пшеничные снопы и хлеб.

Славились наши края льняной тканью, которую выращивали на полях крестьяне и с давних пор именно это полотно считалось огромной ценностью и имело важное значение не только в крестьянском хозяйстве!

Вот что сообщает «Историко-статистический обзор промышленности России» под редакцией Д.А. Тимирязева. Том 1. СПб, 1883. «По исчислению военно-интендантского ведомства, одного льняного крестьянского холста поступает в продажу в год до 93 миллионов аршин. Из коих Вятская губерния дает до 18 миллионов аршин (свыше 12,8 миллионов метров)». Как сообщает другой исследователь Ю.Э. Янсон, в 1877 году «одна крестьянка могла ткать 10-12 метров льняного холста в сутки, то есть этим промыслом было занято свыше 4000 женщин без отрыва от работы по домашнему хозяйству, что давало хороший дополнительный заработок. Причем льняные ткани скупались агентами военного ведомства по городам и селам России по хорошей цене. Из льняных тканей изготавливалась одежда для матросов и офицеров военно-морского флота, которые в XIX веке нередко находились в плаваниях во всех местах земного шара. Известна особенность одежды из льняных тканей: в ней прохладно в жару и тепло в холода. Высшего качества лен получается в Малмыжском, Глазовском и Нолинском уездах и по реке Сиве (сивинский лен и кудель). Так, что исходя из этих экономических обстоятельств, не случайно Холщовый Спас был так почитаем в наших краях.

Но льняная ткань не только вошла в историю России, но и всего человечества. Она как бы объединила, разные народы, страны и цивилизации. Лен почитали в Древнем Египте. Из тканей, выработанных из льняной пряжи, в Греции изготовляли одежду (хитоны), предметы военного снаряжения (прокладку для доспехов), постельные принадлежности, парусину, такелаж. На льняных холстах написаны величайшие произведения искусства. Когда-то льняное полотно выполняло даже функцию денег, у царя Алексея Михайловича была «белая казна» - льняные постельные принадлежности, считавшиеся величайшей ценностью, которые держали в специальном сундуке «за семью замками». О таком постельном комплекте могли только мечтать французские и английские королевы…
В XVIII и XIX веках русский лен одевал крестьян и русскую знать, и в больших количествах экспортировался в страны Восточной и Западной Европы.
Ко второй половине ХIХ века из всего льняного волокна, представленного на мировом рынке, 64% — российского производства. В конце Первой мировой войны на 1 место по производству льна в России выходит Вятская губерния, за ней — Псковская и Смоленская.

Почему же её так любят во все времена? Льняная одежда полезна для человека, люди, которые носят ее постоянно, не страдают кожными заболеваниями, которые, увы, стали так распространены в наше время. Даже у больных, прикованных к постели, практические не бывает пролежней, если они лежат на полотняных простынях. В льняной одежде не жарко летом и не холодно зимой, ученые доказали, что она защищает даже от радиации! Вот уж поистине, полотно нам Богом дано! А еще в народе говорили: «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне!». Пусть так и будет!

 Алла Карпеева  - ученый секретарь

 МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ