История простых вещей или солонка… в роли Царевны Лебедя

 

 

В Музее истории и культуры г. Воткинска бережно хранится большое количество старинных предметов, документов, коллекции декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Многие из них имеют не только большую историческую и художественную ценность, но и помогают разбудить у современного посетителя историческую память о  ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив добрый след в истории своей Родины. Эта «память сердца» воспитывает душу, влияет на поведение в обществе, а у подрастающего поколения формирует национальное самосознание, чувство собственного достоинства, ответственность за судьбу своего Отечества.

Удивительно, но практически каждая старинная вещь, хранящаяся в музее - сделанная «по самохотной выучке и любопытному знанию», выходила из рук мастеров не только красивой, удобной, практичной, но одновременно становилась образом России. Наверное, так случалось от того, что наши мастеровитые предки были «сильными, кряжистыми, уверенными в себе.., были носителями устойчивой внутренней гармонии», говорила об уральских рабочих писательница Мариэтта  Сергеевна Шагинян (1888-1982).

Таким простым, на первый взгляд предметом, могла быть не только всем известная русская матрешка и балалайка, ставшие за пределами нашей страны ее символами, но и обыкновенная солонка. Следует отметить, что одно из первых упоминаний о солонке в русских письменных источниках относится к XVI веку, но археологические раскопки в слоях XI-XIII вв. обнаружили точёные солонки, что говорит о более раннем распространении данной утвари. Термином солонка, помимо специальной утвари для соли, обозначались и другие сосуды, используемые для хранения соли: глиняные плошки и горшки, мисочки, ковши, кубышки, тарелочки и др. https://svetorusie.livejournal.com/337056.html

Поэтому сразу следует задуматься, отчего так много времени, рукоделья и выдумки потратил мастер на убранство столь обычного в наше время предмета? Отчего так любовно и бережно хранили их в семьях долгие годы, пока не заняли они достойное место в музейных коллекциях?

Причина этого уходит в далекое прошлое. Соль издавна была одним из самых важных и дорогих продуктов. Особое отношение к соли проявлялось во время войн, когда остро ощущался ее недостаток. Повышение налога на соль явилось причиной известного «соляного бунта» 1648 года в Москве. Приравниваясь по своему значению к хлебу, она занимала одно из самых почетных мест на столе. Её формы могли быть самыми разнообразными: долбленые, в виде плывущих утиц или гордо откинувших головы коников; солонки-«стульчики» - походили на нарядно убранные троны с витыми колонками и пышным резным убранством, а еще они могли быть сплетены из бересты или корня сосны.

Для Прикамья в большей степени характерны солонки в виде плывущей птицы или коника, т.е. коня. Самые ранние варианты, сохранившиеся в коллекциях  музеев датируются   серединой ХVIII века.


«Как по морю, морю
синему
Плыла лебедь
с лебедятами,
Со малыми со
дитятами….»-


поется в хороводной песне, записанной на территории Камско-Воткинского горного округа исследователями.

Деревянные птицы и кони испокон веков участвовали в жизни русского крестьянина. Силуэты птиц можно видеть на прялках и рукоятках ковшей (даже есть загадка про ковш, который сравнивают с плавающей уткой). А одна из лавок в доме ласково звалась «коник».

В народном искусстве образ плывущей птицы или коня – один из самых древних и наиболее распространенный. Не случайно, и легендарную солнечную колесницу влекли по небу быстроногие кони, а по воде – плывущие птицы. Ни одно торжественное событие в семье не обходилось без солонки. Она считалась семейной ценностью, и ее никогда не продавали. Она же входила в состав приданного невесты и имела большое значение в свадебном обряде.

Хлебом – солью встречали молодых после венчания.
На полевые работы, в дорогу или на промыслы крестьяне брали с собой солоницы солонки, сплетенные из корня или бересты, они имели форму птички.
В Центральной России и Поволжье форма солоницы чаще была в виде стульчика. Мастерство резчика простой солонице придавало величие и парадность княжеского трона, такие «царские солонки» привозили в качестве гостинца и воткинские мастеровые, когда уезжали по делам «заводской надобности» в Нижний Новгород или Казань.

Ещё один тип – солонки, сплетённые из бересты (берестенка, берестень, лапоть, лукошко, плетушка) и корней (коренушка, корневушка). Они имели форму птицы, «штофика» или «репки». Такого вида солонки считались дорожными, так как их брали с собой, уходя на промысел или полевые работы. Во многих домах Воткинска, а также селениях Камско-Воткинского горного округа такие солонки-утицы были необходимостью, т.к. без них ни уху на рыбалке не сварить, да и обед в поле без соли - не обед!  Как рассказывала старожил нашего города А.В. Луткова, когда солоница становилась совсем негодной, ее отдавали  нам,  детям, как игрушку… А уж мы с ней забавлялись, чего только не придумывали… Даже небольшие спектакли разыгрывали, в которых солонка  выполняла роль Царевны Лебедя по сказке А.С.Пушкина». Воспоминания Анны Васильевны относятся к началу 50-х годов ХХ века, и были записаны заведующей краеведческим музеем (ныне МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска») В.И.Малковой в 1980 году.

Соль и солонка широко использовались в обрядовой жизни человека, особенно во время свадебного ритуала. Солонка с солью находилась на столе во время смотрин, на рукобитье. Соль в солонке, калач и сыр клали на стол перед женихом и невестой. Солонку, скатерть и угощение привозил жених к невесте. В Костромской губернии, когда жених приезжал за невестой в день свадьбы, девушки выносили к столу каравай, солонку и ложку. Солонка вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Ведь солонка отождествлялась с домом и хозяйством, и, создавая семью, женщина хотела привезти в дом мужа часть своего дома. И конечно, всем известен обычай благословлять жениха и невесту хлебом с находящейся на нём солонкой («хлебом-солью») и таким же образом встречать молодых после венчания на пороге дома.

Но были особенные солонки, сделанные из металла, украшенные чеканкой, которыми награждали во время состязаний по стрельбе или на скачках. В коллекции Музея истории и культуры как раз и хранится такая солонка с надписью: «БезЪ соли, безЪ хлЪба - половина обЪда», и на крышке солонки есть гравировка: «ПризЪ 1886 г. Октября 5 дня». Вещь эта без сомнения, очень красивая, и глядя на нее, невольно испытываешь гордость за нашу державу.
Следует отметить, что большую работу по продвижению положительного имиджа России в мире, как сейчас сказали бы наши политтехнологи, возглавлял не кто иной, как император Александр III. В период его правления (1881 - 1894) страна смогла в короткие сроки совершить стремительный экономический рывок, создать мощную промышленность, перевооружить русскую армию и флот, стать крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Примечательно, что все годы царствования Александра III Россия прожила, не принимая участия в военных конфликтах. Именно об этой могучей державе вспоминала в эмиграции русская писательница Маргарита Викторовна Имшенецкая (1883-1972): «…Все-все отлито, изготовлено на наших русских чугунно-литейных заводах, а все металлы для изготовления были извлечены из недр земли нашей богатейшей Родины: железо, олово, свинец, медь. Все-все, от гайки, болта до последнего гвоздя, все сделано дома…».

В это время в России и мире необыкновенно вырос интерес к отечественной культуре, истории. И это вновь не случайно, т. к. Александр III к моменту вступления на престол был членом Московского археологического общества любителей русских древностей, почетным попечителем Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже, почетным председателем Императорского Русского исторического общества, почетным членом Императорского русского географического общества, Императорского археологического общества, действительным членом Общества поощрения художеств, а также почетным членом Московского, Казанского, Санкт-Петербургского, университетов и Российской академии наук. Став императором, Александр III осуществлял высочайшее покровительство всех вышеперечисленных историко-культурных и художественных институтов, уделяя особое внимание развитию национальных черт культуры и искусства. Появилась мода на все русское - одежду, обувь, предметы мелкой пластики. И  солонка из коллекции фондов музея,  как раз из того, пропитанного «русским духом» времени. 

 Алла Карпеева – ученый секретарь

МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ