Катеринин день пришёл, катанье привёл…

Катеринин день пришёл, катанье привёл…

Выпал снег, застыл пруд, а этот значит, что зима наступила. В этом году она постаралась быть достаточно педантичной, т.к. 1 декабря ей принимать «погодные бразды правления» , и к этому времени готовы все основные  атрибуты.  Уж так повелось, что все мы немного фенологи, поскольку вольно или невольно на протяжении года отмечаем сезонные явления природы, сроки их наступления и причины, определяющие их.  Поэтому кратко можно сказать, что фенология – наука о сезонном развитии живой природы, обусловленном сменой времен года.

Слово «фенология» в буквальном переводе с греческого – наука о явлениях. Люди с давних пор вели наблюдения за сезонными явлениями природы: от умения делать выводы на основе наблюдений, прогнозировать развитие ситуации зависела напрямую жизнь наших предков. Да и сейчас мы пытаемся по характеру прилета птиц, цветения растений и другим явлениям предугадать раннюю весну, жаркое лето или затяжную снежную зиму. И как ни странно, даже сейчас, имея солидный арсенал технических средств, прогнозы погоды бывают настолько неправильными, что остается только вздохнуть и отметить, что Госпожа Погода -дама уж слишком капризная.

Систематические фенологические наблюдения в России ведутся уже более 200 лет. Первую программу для наблюдений в Восточной Европе в 1848 году для  натуралистов-любителей создало Русское Географическое общество. В дореволюционной России фенологическими наблюдениями занимались крестьяне и учителя, врачи и гимназисты,  чиновники. Традиция добровольных наблюдений была продолжена в советское время, когда они велись на сотнях пунктов. Если посмотреть повнимательнее домашние архивы, то ,возможно, многие  найдут такие «погодные дневники», которые действительно очень интересны. Есть такой дневник и в коллекции фондов Музея истории и культуры, его вела  Людмила Александровна Богодайко в 50-е годы ХХ века. Рассматривая школьные тетради, где автор аккуратным подчерком вносила свои записи, мы можем узнать, какой  была холодная осень 1953 года…

[ Текст приведен в авторском варианте].

 «…Осень 53 года была и не сухая, и не дождливая, средка [так в тексте] были дожди и была хорошая погода, грязи не было, снегу не было до 9 ноября. 7 ноября была ясная солнечная погода, был мороз до 100, а 9 пошел снег и к 15 ноября установился санный путь, не было оттепелей и гололедицы числа 20 ноября были морозы до 320, продолжались три дня, потом опять было тепло и сухо, с первого декабря были снегопады. 5 декабря тихая, теплая, сухая погода, с полдня метель, оттепель. 6 декабря целый день тепло, течет с потолка, к вечеру тяга с запада. Завтра Екатеринин день, и такое тепло, а бывали в этот день морозы. 7 декабря, с утра мягкая, сухая погода, подморозило, днем ветерок с севера, ночью был снежок, днем тоже недолго была метель, а потом выглянуло солнышко, выяснило…». [Следует отметить, что сейчас читать эти наблюдения - это все равно, что путешествовать на машине времени].

 Автор дневника погоды четко выделяет особенно важные события для наступающей зимы – к 15 ноября «установился САННЫЙ ПУТЬ» и КАТЕРИНИН ДЕНЬ. Два факта не даром выделены, т.к. они тесно связаны между собой: сани, санный путь и Екатеринин день, или день Екатерины Санницы.

Русская зима и тройка лошадей, запряженных в сани, – непременная и самая известная черта жизни и быта на Руси. Без этого простого вида транспорта трудно обойтись, особенно в деревне зимой, где снег покрывал огромные просторы полей и лесов. У саней древняя и богатая история, уходящая своими корнями в далёкое прошлое. Во многих народных сказаниях, легендах и сказках санки являются не только средством передвижения, но и элементом народных игр и гуляний.

Слово «сани» славянского происхождения. По мнению некоторых исследователей, оно происходит от слова «сань», что значит «змея», и относится это слово в основном к полозьям ввиду их сходства со змеёй. На Руси сани также назывались возилами, каптанами и дровнями. В старинных летописях сани упоминаются с IХ века. Они были самым древним средством передвижения не только на Русской земле, но в южных странах. Первые сани появились задолго до изобретения колеса и представляли собой связанные между собой две палки, передние концы которых крепились к лошади или быку, а задние волочились по земле. Такие повозки историки относят ко второму тысячелетию до нашей эры. В древности в Египте и в Древней Руси санные повозки обычно использовались во время похоронного обряда.

В России в зимний период сани были широко распространены как в сельской местности, так и в городах. Отсюда пошло и выражение – санный путь, означавший зимнюю дорогу. Сани делились на открытые и закрытые, то есть с верхом и кузовом. Сани были дорожные, городские и крестьянские. В них запрягали лошадей и возили разные грузы: товары, продукты, дрова, почту.

Неслучайнои 7 декабря - день почитания великомученицы Екатерины Александрийской в народе называется днем Екатерины Санницы.
С этого дня начинались катания на санях и санках. По традиции «открыть сезон» должны обязательно новобрачные. В России с ее бескрайними просторами, а значит и огромными расстояниями, наступало прекрасное время для транспортников того времени – ямщиков, которые по зимнему санному пути, который был гораздо лучше, а то и скоростнее, чем некоторые наши современные дороги, отправлялись с купеческими товарами на многочисленные ярмарки. Конечно, как тут не радоваться открывающейся финансовой перспективе! Ямщики, эти дальнобойщики XVIII-ХIХ в.в, могли заработать приличные деньги. И многие из них неоднократно вспоминали добрым словом не только святую Екатерину, но
,как люди практичные, особенно поминали они императрицу Екатерину Великую, которая в XVIII веке особенным образом отмечала этот праздник. Это был День ее именин, а потому она устраивала широкие гуляния с народными играми и забавами и, конечно, не обходилось в этот день и без катания на санях в Петербурге.

Этот день любили и в наших уральских краях, особенно его почитали в Екатеринбурге, неслучайнопосетители  Музея  истории Екатеринбурга с  большим интересом в 2014 году встретили выставочный проект «КАТЕРИНбург», посвящённый малоизученному локальному мифу о происхождении названия города и заложенной в нем символике.

Организаторы предложили три варианта происхождения имени города: мифопоэтический, метафизический и конкретно-исторический. Согласно мифопоэтической теории город был назван в честь императрицы Екатерины I, «золушки» и «походной офицерской жены» Петра I, именем которой был наречен завод-крепость на Исети в 1723 году.

Второй локальный миф - метафизический, в его основе жертвенность и подвижничество великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы «города мастеров», а также жертвенное служение Делу уральскими мастерами.

Третья история конкретно-историческая, связана с именем Екатерины II Великой, в царствование которой Екатеринбург и получил статус города.https://www.oblgazeta.ru/society/46945/

Святая великомученица Екатерина Александрийская с начала ХIХ века почитается как покровительница ижевских оружейников. В день ее памяти завод всегда отдыхал, это был выходной праздничный день. Вплоть до революции 1917-го года в дни памяти святой устраивались ярмарки.

В селах Камско-Воткинского горного округа этот день можно было считать своего рода показательным. В каждой деревне или селе были сани, их украшали, следили за тем, чтобы лошади были вычищены, колокольчики под дугой, как жар горели, звенели громко. И такая «выездка» предпринималась от одной деревни до другой, чтобы себя показать, других посмотреть, да и своего рода на соревнования по «тюнингу» саней вызвать. Считалось, что это даст своего рода «заряд бодрости» лошади и вознице. Недаром говорили: «Катеринин день пришёл, катанье привёл» 

В ночь на «Катерину» девицы, мечтающие о замужестве, пытались  увидеть во сне жениха, для этого брали кусок хлеба и клали его под подушку, считалось, что во сне девица увидит будущего жениха. (Воспоминания записаны в 1981 г. со слов В.Н. Гришиной)

Этот день был любим и детьми, потому что помимо веселого катания на санях, их ждали подарки - маленькие «козырные» санки с сидящими в них куклами – санницами. Они были одинаково хороши  как для маленьких мальчиков, так и девочек, потому что символизировали богатство и процветание, умение поймать удачу  и избежать неприятностей…

Владимир Михайлович Степанов в своей автобиографической книге «Вспомним...(Открытая книга)», (Ижевске 2009 г.) пишет о катании в детстве на санках: «В моем доме имеются санки-кованки, на которых мы катаемся с нашей в первом квартале улицы (ул. Володарского - Пивоварова). Полозья санок изготовлены из кованого железа, разводья полозьев широкие, посадочная площадка узкая, обитая железным сукном с медными заклепками, на нее может сесть 3 человека, поставив ноги на полозья и никому не мешать. Впереди кованок высокий облучок, на него обычно садится направляющий с коньками на валенках. Он управляет движением кованок. Полозья сзади выходят за пределы посадочной скамеечки для того, чтобы на них мог стоять разгоняющий. Всего экипаж - 5 человек, но мы малышня, катаемся по трое только на скамеечке. Дальность проезда невелика (длина горки), кованки целиком из кованых брусков - тяжелые. После 3-4 скитаний у компании пропадает желание тащить их снова на горку. То ли дело - катание в зимние каникулы у брата и его друзей! У них экипаж полный, на разгон они уходят за 6 кварталов... Компания усаживается. Направляющий ведет коньками санки строго по пешеходной дорожке (чтоб не залететь в сугроб), разгоняющий долго бежит за санками до надежного разгона. Пассажиры - 3 человека... кричат, чтобы предупредить прохожих... о мчащемся экипаже. Скорость огромная, но на наше счастье, транспорта в городе практически нет, гужевой транспорт сам по воле лошади, пропускает нас, и наш экипаж вылетает на лед пруда почти до середины. Зная о таких катаниях, взрослые всегда прорубали зимой проруби для набора воды и полоскания белья в стороне от продолжения улицы (где-то между кварталами). Для всех хватало одной поездки, т.к. на второй заход надо было тащить санки далеко..., но удовольствие было огромное...».

 

 Алла Карпеева – ученый секретарь МАУ

«Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ