В Воткинске завершился литературный фестиваль «На родине П.И. Чайковского»

И все-таки жители Воткинска — счастливые люди! Далеко не каждый город с населением около 100 тысяч человек может похвастаться тем, что имеет возможность принимать всемирно известных гостей — музыкантов, актеров, писателей и других. В Воткинске же это происходит с завидной регулярностью.

Не успел отгреметь очередной Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского», как на его смену пришло не менее значимое и интересное событие — Литературный фестиваль с одноименным названием.

Литературный фестиваль «На родине П.И. Чайковского» впервые состоялся в Удмуртии с 23 по 28 мая 2019 года.


Символом литературного праздника стал ландыш – нежный весенний цветок, предвестник весны. Так называется стихотворение композитора, рисующее трогательный образ цветка и отношение Чайковского к нему «…И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный…».

Организаторами проекта выступили Национальная библиотека УР в партнерстве с Советом ветеранов работников культуры и искусства УР при поддержке Фонда президентских грантов и Российского фонда культуры.

 

Как рассказала «ВТВ плюс» Татьяна Владимировна Тенсина, директор Национальной библиотеки Удмуртской республики, Литературный фестиваль возник неслучайно:

-      

Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского» стал настолько любим жителями республики, что идея проведения литературного фестиваля как его продолжения назревала давно. Мы попробовали воплотить ее в жизнь: написали проект, отправили его в Фонд президентских грантов, и нас поддержали! В результате мы получили не только финансовые средства, но и серьезных партнеров в лице Российского фонда культуры. Как мне кажется, первый литературный фестиваль удался! В Удмуртию приехали современные, талантливые и интереснейшие мастера прозы и поэзии из 10 регионов России и гость из Казахстана - поэт, прозаик, киносценарист Баянгали Алимжанов. Выделил один день в своем плотном графике и внук Сергея Михалкова, актер, режиссер, сценарист и кинопродюсер Егор Кончаловский. Программа получилась насыщенная, и я надеюсь, что жители Удмуртии получили удовольствие от общения с уникальными людьми и от этих встреч останется добрая память!

 

Журналисты «ВТВ плюс» посетили четыре мероприятия в рамках Литературного фестиваля «На родине П.И. Чйковского» и действительно получили непередаваемое удовольствие!

 

Вадим Челак: «Книгу надо полюбить»

Наша справка:

Вадим Челак родился 19 декабря 1961 года. Отец Вадима — Георгий Дмитриевич Челак, известный художник-маринист.

В семье рано обратили внимание на интерес ребенка к рисованию и к его долгому разглядыванию картинок в книгах, журналах и картин на стенах, которых всегда было много в доме.

В неполных семь лет Вадим поступает в городскую художественную школу, хотя туда принимали детей с 11 лет, в Севастополе, где в то время проживала семья.

На вступительных экзаменах он нарисовал фрегат Петровского времени в открытом море. Окончив трехгодичную школу, Вадим в 10 лет проходит по конкурсу и поступает в московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова (1973-1980).

После окончания школы — два года армии в пограничных войсках в Карелии (1980-1982).

После демобилизации Вадим поступает в Московский полиграфический институт на факультет графических искусств (1984-1989), затем его принимают в молодежную секцию художников, а позже в члены Союза московских художников.

Вадим участвовал в ряде художественных выставок как в Москве, так и в городах Норвегии и США.

Он много работает по оформлению и иллюстрированию книг. Но главная его привязанность — станковая графика (акварель).

Проиллюстрировал более 30 книг, среди которых произведения А.П. Чехова, Р. Киплинга, С. Лагерлеф, Д. Родари, М. Твена и Д. Свифта. Иллюстрации Челака к «Приключениям капитана Врунгеля», а также к произведениям «Муфта, Полботинка и Моховая борода» и «Приключения барона Мюнхгаузена» признаны классикой. За иллюстрации к роману Дефо «Робинзон Крузо» Челак был награжден дипломом «Лучшие книги года–2013».

 

Встреча с Вадимом Челаком состоялась в стенах Детской школы искусств №2. Пообщаться с гостем собрались учащиеся школы, которые осваивают профессию художника, и другие жители Воткинска.

Вадим Челак рассказал о своей профессии иллюстратора, продемонстрировал книги со своими работами и ответил на вопросы зрителей.

 

«Чтобы иллюстрировать книгу, - уверен художник, - надо сначала ее прочитать, полюбить и, если она связана с какой-либо прошлой эпохой, изучить то время, чтобы точно отразить происходившие события. Нужны знания и большая самостоятельная работа».

 

Вадим Челак на сегодняшний день проиллюстрировал около 60 книг. В год получается примерно 2-3 книги, иногда — 4. Работать нужно независимо от того, есть у тебя настроение или нет, есть вдохновение или оно отсутствует, - такой совет дал Вадим Челак начинающим художникам:

 

«Ждать вдохновения не стоит. Надо садиться и начинать работать. Вдохновение надо контролировать, если его ждать, можно и не дождаться. Каждый день надо подчинять себя режиму, без самодисциплины ничего не получится».

 

Интересным моментом стал показ ролика с последней выставки художника «Чиполлино после детства». Как признался сам автор, это было его развлечением, своего рода хулиганством. Вадим Челак придумал, что могло бы быть с Чиполлино и его друзьями после окончания событий книги. Главным сюжетом его рисунков стала любовь — у Чиполлино с Редисочкой и у Вишенки с Земляничкой.

В заключение встречи Вадим Челак сделал гостям подарок — каждый желающий получил на память рисунок мастера.

 

Александр Давыдов: «Звездной болезнью болеют только дураки»

Наша справка:

Александр Давыдов – российский актер театра и кино, звезда сериалов «Ранетки», «Сашка», «Легенда о бомбере».

Александр – коренной москвич. Он родился в декабре 1983 года в семье, где не было никого из мира кино и театра. Нельзя сказать, что Александр мечтал стать артистом с юных лет. Это желание, как и понимание того, что именно актерское ремесло – это его путь, пришло гораздо позже, после того, как Александр Давыдов отслужил в армии и поступил в автомобильно-механический институт. Уже через полтора года учебы Саша понял, что находится не на своем месте. Он бросил институт и отправился поступать в театральный. Выбрал Школу-студию МХАТ.

По окончании Школы-студии в 2007 году началась творческая биография Александра Давыдова. Он был принят в труппу театра имени Маяковского, где дебютировал в спектаклях «Мертвые души» и «Развод по-мужски». Позднее артист появился в постановках «Ревизор», «Карамазовы», а также в спектаклях для детей «Приключения Красной Шапочки» и «Золотой ключик». Его игра в кино начинается в 2006 году. Он исполняет роли в таких фильмах, как «Грозовые ворота», «Счастье по рецепту», но известность он получает, сыграв роль Владимира в мелодраме «Маруся». Следующей его популярной работой становится военная драма «Баллада о бомбере». Также успешными считаются его роли в мелодраме «Птица в клетке». Актер умеет прекрасно играть как положительных, так и отрицательных героев. Он снимается в огромном количестве сериалов и фильмов.

Александр Давыдов провел встречу в ДК «Юбилейный». Пообщаться с актером пришли студенты высших и средних учебных заведений города, артисты и режиссеры местных театральных студий. Он поделился своим актерским опытом, ответил на вопросы из зала и даже прочитал несколько стихов. По окончании встречи Александр Давыдов дал небольшое интервью газете «ВТВ плюс»:

-                

Александр, расскажите, как вы оказались в числе участников Литературного фестиваля?

-                

Волею судьбы. Я первый раз на Литературном фестивале и первый раз в Удмуртии. Для меня это волнительный и радостный момент. Когда мне поступило предложение приехать и провести встречу, я сначала побоялся — такого опыта у меня еще не было. Но в итоге и я себя пересилил, и меня уговорили, и я очень рад, что все сложилось.

-                

Вы принимали участие не только в постановках для взрослых, но и в детских спектаклях. Для кого играть сложнее?

-                

Тяжелее играть, конечно, для детей. Увлечь ребенка  - это сложно. Если ты врешь, если ты неинтересен, то ребенок будет заниматься чем угодно — есть конфеты, пить сок, играть с игрушкой, вертеться по сторонам или совсем уйдет. Но если ты забираешь детское внимание — это дорогого стоит. Помню, когда я играл волка в «Красной Шапочке», после спектакля ко мне подошел ребенок, подарил букет цветов и сказал: «Вы самый лучший волк на земле! Спасибо!». Это главная похвала в моей жизни до сих пор.

-                

В Воткинске достаточное количество театральных студий, в которых занимаются и дети, и взрослые. Вы можете дать совет, как стать востребованным актером?

-                

На мой взгляд, есть три составляющие — это, в первую очередь, талант, труд и желание работать. В нашей жизни ничего нереального нет. Кроме того, важно везение. А дальше ты доказываешь своим талантом, своей работой, что достоин быть в этой профессии.

-                

Как не заболеть звездной болезнью?

-                

Только дураки болеют звездной болезнью, либо популярность пришла слишком рано.

-                

Какие впечатления остались у вас после визита в Воткинск?

-                

Безумно красиво! В Москве мы ездим на дачу через Клин, где тоже есть усадьба П.И. Чайковского, поэтому для меня это очень интересно. А ваш пруд — это лебединое озеро! Я теперь представляю, какими эмоциями питался П.И. Чайковский, чтобы записать их в ноты.

-                

Можем мы надеяться на очередную встречу?

-                

Конечно! Приглашайте, я с удовольствием приеду!

Егор Кончаловский: «Книга — вещь настоящая»

24 мая 2019 года библиотека в с. Июльское Воткинского района получила имя Сергея Михалкова. Она стала 19-й среди библиотек и центров детской литературы в России, Словакии, Ирландии, Польше, Белоруссии, Южной Осетии, которые носят имя классика детской литературы, и первой сельской библиотекой в этом списке.
В праздничной церемонии приняли участие российский режиссер и сценарист Егор Кончаловский, российский актер театра и кино Александр Давыдов, представители Российского фонда культуры: Ольга Ивановна Буцкая, руководитель проекта «Сегодня — дети, завтра — народ»; Содружества библиотек им. Сергея Михалкова: Евгения Викторовна Епифанова, директор Центральной библиотечной системы Приокского района г. Нижнего Новгорода, Ольга Владимировна Васильева, заведующая Городской детской библиотекой им. С. Михалкова г. Красноярска, Лилия Степановна Лавринович, заведующая Центральной детской библиотекой им. С. Михалкова г. Калининграда; органов государственной власти: председатель постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва по общественной безопасности, регламенту и организации работы Государственного Совета Елена Анатольевна Дербилова, депутат Государственного Совета Удмуртской Республики от Воткинского района Владимир Сергеевич Варламов, глава МО «Воткинский район» Илья Петрович Прозоров, директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина.
В рамках мероприятия Российский фонд культуры преподнес июльской библиотеке подарок — 1000 новых, ярких, красочных книг!

По окончании церемонии Егор Кончаловский, отвечая на вопрос журналистов, насколько актуальны живые книги в твердом переплете, сказал:

-      

Сейчас такой мир, что любую концепцию нужно продвигать изо всех сил, потому что многообразие мира позволяет запутаться в огромном информационном потоке. Мне очень нравится словосочетание «Июльская сельская библиотека», что-то есть в этом настоящее. Книга — вещь настоящая в отличие от того, что в сети. Чтение настоящей живой книги, со страничками, с запахом - это некий ритуал, гораздо более созидательный, чем когда ты смотришь все на экране смартфона или планшета. Это первое.

Второе: мне кажется, что читать - это важно. Один человек сказал: «Люди, которые читают книги, со временем будут управлять теми, кто книг не читает». Это вполне естественно и нормально. В этом лозунге, как и в том, который выпустил Сергей Михалков - «Сегодня - книги, завтра - народ», чтение книг занимает очень серьезное место. Время идет быстро. Те ребята, которые сегодня здесь выступали и сидели в зале, через 10-15 лет будут принимать решения в селе, в Удмуртии, в России и в мире. Я считаю, что книга - важный элемент в построении личности и в образовании. И я, как внук Сергея Михалкова, очень рад, что 19-й библиотекой им. Сергея Михалкова стала Июльская сельская библиотека в Удмуртии. И я рад, что приехал. Я люблю ездить по России и встречать людей, совершенно замечательных, которые меня доводят до слез  удивительной преданностью своему делу, теплотой, добротой, любовью, с которой нас здесь встречают. Это приятно и трогательно!

Игорь Шевчук: «Сюжеты стихов приходят ко мне во сне»

Наша справка:

Игорь Шевчук -  русский писательи журналист, поэт, сценарист, автор текстов песен, либреттист. Член Союза писателей, член Союза журналистов.

Родился 17 августа 1960 года в г. Ленинграде. С 1980-х известен как журналист газеты «Ленинские искры», а также как детский поэт-абсурдист, чьи стихи печатаются в журнале «Трамвай» наряду с такими поэтами, как Тим Собакин, Андрей Усачёв, Даниил Хармси др.

Вместе с композитором Евгенией Зарицкойвыступил создателем и постоянным автором либретто Санкт-Петербургского детского ансамбля «Саманта» (создан в 1986 году в г. Ленинграде). Является автором большинства песен ансамбля.

Автор книг стихов «Шагалочка», «Бесконечный караван», а также детской прозы «Приключения Шерлока Гавса и доктора Кваксона».

Один из авторов проекта «Смешарики», автор названия.

Игорь Шевчук, детский поэт, композитор, автор любимых «Смешариков» и один из сценаристов «Фиксиков», провел встречу в Музее-усадьбе П.И. Чайковского. И главными его зрителями стали, конечно же,  дети! Вместе с поэтом ребята пели, отгадывали загадки, играли и получали в подарок книги-раскраски. Смех в зале не смолкал!

По окончании встречи желающие получили возможность приобрести книгу Игоря Шевчука с автографом и сделать памятное фото. Многие дети подходили и обнимали поэта — наверное, это можно считать главным итогом встречи.

Когда зрители разошлись, Игорь Шевчук поделился с «ВТВ плюс» своей историей и открыл секрет, как рождаются стихи.

«Поэт вопреки»

Мои родители - крестьяне с  Украины. Папа прошел Великую Отечественную войну, он начал ее летчиком вместе с братом мамы. Мама работала учителем математики. Я родился, когда родители уже жили в Санкт-Петербурге. Возможно, если бы не это, я бы и не стал поэтом.

Писать я начал еще дошкольником. В 6 лет мама отвела меня в литобъединение. Там была забавная история. Шла война во Вьетнаме, и нас повели в больницу, где лежали вьетнамские раненые ребята. На следующее занятие мы должны были написать стихи про зверства американских оккупантов. Я запомнил картину, как мальчик, весь обожженный, показывал нам протез. И я потом ехал в автобусе и кричал, что по заказу писать не буду. И больше в литобъединение не пошел.

Папа меня в моем увлечении не поддерживал. Призывал заняться серьезными делами. Но вопреки всему я стал детским поэтом.

По окончании школы взрослеть мне не хотелось. Я поступил на факультет журналистики, это было везение, счастливое стечение обстоятельств, потому что поступить было трудно. Параллельно я начал работать в детской газете. Появились первые публикации. Однако через три года я ушел на вольные хлеба.  И, наверное, я бы «не выстрелил» как детский поэт, если бы не Эдуард Николаевич Успенский, потому что мой первый критик сказал, что все мои стихи - «фигня».

Когда я узнал, что Успенский в Питере, то сделал вид, что я журналист и хочу взять у него интервью. Я попал к нему в машину, он говорит: «Ну, давай задавай вопросы». Я растерялся и сказал, что вообще-то хочу прочитать свои стихи. Прочитал один, второй. Он остановил машину, опоздал по своим делам, а на следующий день мы поехали с ним в Москву. Одновременно Успенский выпустил три книги — мою, Андрея Усачева и Тимофея Собакина, которых нашел в Москве. Все мы были поэтами, которые писали озорные, игровые, ритмические веселушки. Но и после этой книги тоже могло бы ничего не получиться. Помогла редактор детской газеты, в которой я работал. Она стала редактором питерского издательства «Детгиз» и издала мою вторую книжку. Так меня приняли в Союз писателей.

«Стихи я вижу во сне»

Иногда сюжеты стихов приходят во сне, и главное - ухватить это все. Поэтому рядом должен быть гаджет или бумага и ручка. Например, я вижу: сидит и читает свое стихотворение Михаил Яснов. Хорошее такое, интересное. И потом понимаю: я же сплю, наверное, это я сам написал. Просыпаюсь и начинаю записывать. А книгу «На краю детства» я написал под картины Саши Ивойловой. Увидел их на выставке.

 

28 мая 2019 года Литературный фестиваль завершился. Надеемся, что традиция его проведения будет продолжена и нас ждет еще много встреч с уникальными людьми!

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ