В Воткинске завершился 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского». Артисты дали интервью журналистам «ВТВ плюс»

7 мая 2019 года, в день 179-летия великого композитора, завершился 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского». Музыкальный праздник, уникальную возможность быть участниками которого имеют все жители Воткинска, подошел к концу. Он принес нам невероятную бурю эмоций, проник в самое сердце и тронул до глубины души. Оркестры, квартеты, трио, солисты - совершенно разные, но неизменно талантливые музыканты подарили нам бесценные минуты абсолютного счастья. И мы им за это бесконечно благодарны. Да, фестиваль завершен, но осталось приятное послевкусие и яркие впечатления, которые будут жить с нами до следующей музыкальной весны.

Артур Смольянинов: «Я люблю совмещать несовместимое»

26 апреля жители Воткинска смогли стать свидетелями потрясающего действа — на сцене ДК «Юбилейный» выступил необычный творческий союз артистов разных жанров. Артур Смольянинов — актер театра и кино, режиссер, автор оригинальной музыки. Борис Андрианов — классический виолончелист. Валерия Коган — актриса театра и кино, режиссер, пианист и аранжировщик.

Объединила артистов дружба, любовь к музыке и творчеству Иосифа Бродского. Как результат родилась рифмо-инструментальная конструкция для трех инструментов и голоса на основе поэтических наблюдений и зарисовок И. Бродского «Реки и улицы. Путешествие по смыслам и звукам».  На стихи поэта исполнители наложили музыку Иоганна Баха, Генри Перселла, Франца Шуберта, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова и свои авторские композиции в джазовой и даже рок-стилистике.

Описать этот концерт словами сложно, его нужно видеть, слышать и чувствовать. Удивительный голос Артура Смольянинова и его манера прочтения произведений Бродского, виртуозная игра на виолончели Бориса Андрианова и чувственное исполнение музыки на фортепиано Валерии Коган - на протяжении полутора часов, от первого до последнего звука, зрители были погружены в особую атмосферу, когда поэзия и музыка не просто дополняют друг друга, но составляют единое гармоничное целое. Мощнейшая энергетика, непередаваемые эмоции — ничего подобного Воткинск еще не видел!

После концерта, несмотря на усталость, артисты дали автографы всем желающим и побеседовали с журналистами.

-     

Артур, скажите, почему для спектакля вы выбрали творчество Иосифа Бродского?

-     

Все просто, я люблю поэзию Бродского.

-     

Как родилась идея создания рифмо-инструментальной конструкции?

-     

Я сидел на кухне с гитарой, что-то играл, открыл одно стихотворение Бродского, накидал музыку. Спел жене — ей понравилось. И я подумал, что если это неплохо, то нужно развивать. А поскольку с Борисом Андриановым у нас уже была история совместного спектакля по Бродскому «Посвящается Ялте», я ему предложил что-нибудь вместе сделать. Он согласился. Потом показал Валерии все, что у меня есть, и спросил, что можно сделать. Лера откликнулась и написала аранжировки. Так стала рождаться программа.

-     

Инструменты — гитара, виолончель  и фортепиано — были выбраны неслучайно?

-     

Я люблю совмещение несовместимого. Гитара с железными струнами, классические виолончель и фортепиано. Но все от людей зависит. С другим музыкантами я бы вряд ли смог сыграть.

-     

Почему свою программу вы назвали конструкцией? Слово не слишком музыкальное.

-     

Это у меня такое авангардное настроение было. Я себя чувствовал немного Малевичем. Поменяем, согласен.

-     

Творчество каких еще поэтов вам близко?

-     

 Я люблю Ахматову очень. Александр Васильев, лидер группы «Сплин», нравится как поэт. Вообще в русском роке много талантливых поэтов.

-     

Можем ли мы надеяться на то, что вы приедете в наш город снова?

-     

Я живу настоящим и на будущее не загадываю.

 

«...и в этих словах, и в музыке есть много смысла. Смыслы эти созвучны нашей жизни... Мы их пропускаем через себя, трансформируем, компилируем и складываем в некую… музыкально-поэтическую... конструкцию... Это не про Бродского… Это про жизнь, про наше отношение к ней. Про то, как мы на нее смотрим. И наша попытка что-то в этой жизни… создать красивое и осмысленное, свое…» - так сказал о своем проекте при его создании Артур Смольянинов. И мы это хорошо почувствовали.

 

Екатерина Мечетина: «Сейчас я понимаю, откуда П.И. Чайковский черпал вдохновение»

 

Высокая честь закрывать 62-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского» в день рождения композитора выпала заслуженной артистке России, одной из самых востребованных пианисток нашей страны и мира Екатерине Мечетиной и Ульяновскому симфоническому оркестру «Губернаторский» под управлением Ильи Дербилова.

В первом отделении в потрясающем исполнении Екатерины Мечетиной и оркестра прозвучал Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, во втором Ульяновский оркестр сыграл Симфонию №6 П.И. Чайковского, которая прозвучала на родине композитора спустя 125 лет с момента его безвременной кончины.

По окончании концерта Екатерина Мечетина с удовольствием пообщалась с представителями местных СМИ, в числе которых, конечно, и газета «ВТВ плюс»:

-     

Екатерина, спасибо за прекрасное выступление! Мы покорены вашим творчеством! И сразу хотелось бы высказать надежду на дальнейшие встречи.

-     

Мне бы хотелось вернуться в Воткинск, правда. Ваш водоем просто очарователен. Я неровно дышу к пейзажным моментам в городах. Увидев, как провел свои детские годы Петр Ильич Чайковский на берегу пруда, я поняла, откуда у него вдохновение. Кроме того, у вас прекрасный зал и Дворец культуры, который замечательно реконструирован.

-     

Мы знаем, что вы записали новую версию «Времен года» П.И. Чайковского...

-     

Да. То, что я сегодня сыграла на бис - это часть программы, «Майская музыка». «Времена года», как известно, это 12 пьес по месяцам. Но у Петра Ильича огромное количество пьес и ноктюрнов. Когда я занималась со студенткой - она играла ноктюрн Чайковского — я показала ей другое произведение и сказала: «Смотри, это же похоже на май из «Времен года» - по атмосфере, по образности, хотя музыка интонационно другая. И я стала в этом направлении думать, обложилась нотами и подобрала альтернативные миниатюры под каждый месяц. Получилась, на мой взгляд, интересная подборка. Единственная пьеса в обработке — это декабрь, я взяла ее в виде транскрипции одного современного аранжировщика, пианиста Вячеслава Грязнова. Эту программу, которую я называю «Времена года 2.0» я играю в текущем сезоне. Может быть, мне удастся выступить с ней и в Воткинске в Музее-усадьбе П.И. Чайковского.

-     

Екатерина, вы входите в число участников Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. И одним из ваших предложений было добавлять баллы к ЕГЭ детям, которые окончили музыкальную школу.

-     

Да, это было в рамках совещания на уровне Министерства культуры РФ, посвященного проблемам музыкального образования. Я выступила с речью, это, естественно, услышал министр. У нас сейчас большое количество вопросов, связанных с развитием музыкального образования, а именно его первой ступени. Сейчас мы ждем, когда будет создана рабочая группа, которая сможет решать все вопросы.

Согласитесь, музыкальная школа — это огромный труд. И здесь я стою на позиции здравого консерватизма. Я выступаю за то, чтобы не упрощать наше музыкальное образование. Понятно, что все дети разные, и педагог может регулировать сложность задания в зависимости от продвинутости ученика. Но это не говорит о том, что нужно урезать количество часов, количество лет. Я не понимаю, какой смысл учиться в музыкальной школе 4 года. В этом возрасте — с 1 по 4 класс — дети еще не сформированы как личность. И если мы хотим образовывать их, знакомить с богатством музыки, это надо делать до того возраста, когда они начинают что-то в этом понимать. И я считаю, что существующая система — 7-8 лет в музыкальной школе — является оптимальной.

Кроме того, занятия музыкой не только развивают способность пальцев бегать по гаммам, - все гораздо глубже. Развивается сразу несколько видов памяти - зрительная, двигательная, слуховая. Ребенок учится концентрироваться и выносить свое творчество на сцену. Это большая дисциплина.

Еще один момент — это то, что в общеобразовательной школе не так много предметов, которые развивают эмоциональную сферу человека. А я, честно говоря, не представляю русского человека, гражданина нашей страны без развитой эмоциональной сферы. Иначе возникают разговоры о потерянном поколении. И художественное, музыкальное образование — все, что связано с выражением человеческих эмоций, никак не может повредить. Поэтому добавление баллов ЕГЭ выпускникам музыкальных школ я считаю оправданным.

-     

Можете ли вы дать совет, как стать выдающимся музыкантом?

-     

Сергей Рахманинов говорил, что в нем 85% музыканта и 15% человека. Музыкант - это образ жизни. Талант - вещь ускользающая. Я знаю несколько примеров, когда человек был невероятно одарен, но по некоторым причинам — кто-то медные трубы не вынес, кто-то просто пустился на волю жизненных удовольствий - развитие такого выдающегося таланта ничем не закончилось. И, с другой стороны, знаю людей, которые от природы одарены чуть скромнее, но они невероятные трудяги и достигают высот несравненно больших. Очень важным является и везение. Вообще, на мой взгляд, успех трудно измерим, у каждого свои представления об успехе. Для кого-то это просто возможность  выходить на сцену, но многие талантливые люди даже этого не могут.

-     

Вы с детства были влюблены в музыку и свой инструмент?

-     

Есть фанаты, которых и в детстве было не оттащить от инструмента. Я никогда такой не была. Меня родители заставляли, мы, бывало, ссорились по этому поводу. Любовь пришла чуть позже. И я уверена, мои родители, тоже музыканты, но не концертирующие исполнители, когда представляли себе мое будущее, не знали, куда это заведет. Все-таки артист-солист, который выходит на сцену, сталкивается с большими психологическими сложностями. Мы с родителями вместе прошли этот путь, и я рада, что у меня есть такие тылы.

-     

Спасибо, Екатерина! Уже с нетерпением ждем новой встречи с вами!

 

 

Нас ждут громкие имена!

Окончание каждого Фестиваля искусств — это не только легкая грусть, но и трепетное ожидание следующей весны. В 2020 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения П.И. Чайковского, а значит, нас ждет что-то особенное. О том, каким будет 63-й Фестиваль искусств «На родине П.И. Чайковского» и легко ли договариваться с музыкантами об участии в нем, мы побеседовали с директором Удмуртской государственной Филармонии Алексеем Фоминым.

-     

Алексей Юрьевич, уже известно, какие музыканты приедут к нам в следующем году?

-     

Да, 63-й Фестиваль уже сформирован, но подробности будут чуть позже. Могу сказать одно — он будет греметь так же, как и 58-й Фестиваль. Мы понимаем, что в 2020 году празднуем 180-летие композитора, поэтому точно будут громкие имена. И мы постараемся сделать максимальное количество концертов в Воткинске. Однако хотелось бы, чтобы жители города заполняли зал до отказа, в этом году с этим были проблемы.

-     

Насколько трудно договориться с музыкантами об участии в фестивале?

-     

В свое время фестиваль назывался «Музыкальный фестиваль, посвященный П.И. Чайковскому». С 2012 года мы называем его «На родине П.И. Чайковского». Это важно. Когда мы обозначаем его так, с артистами проще разговаривать, их не приходится убеждать, потому что для каждого музыканта от мала до велика родина Чайковского — это своего рода мекка, чтобы набраться сил и пойти дальше.

-     

В этом году мы смогли увидеть не только концерты оркестров, солистов, но и экспериментальные проекты. Будет ли продолжена эта тенденция?

-     

Да, уже три года мы выходим за рамки только музыкального вида искусства. И в этом нас поддерживает Глава Удмуртии. Обозначая фестиваль как фестиваль искусств, мы можем приглашать экспериментальные проекты, как, например, «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова, рифмо-инструментальную конструкцию по творчеству Бродского Артура Смольянинова. Кроме того, в рамках фестиваля мы проводим Всероссийский открытый марафон искусств, где отбираем на мастер-классы талантливых детей. В этом году со всей республики в марафоне приняли участие свыше 700 человек. Шесть профессоров Московской центральной музыкальной школы приезжали в Удмуртию заниматься с детьми, которых отобрали они сами. Трое детей стали лауреатами благотворительного фонда «Новые имена», президентом которого является Денис Мацуев. В следующем году марафон тоже сохранится, но мы хотим расширить список специальностей и инструментов, а также включиться в Президентский грант, чтобы марафон был отдельно финансирован.

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ