Уроженец Воткинска Игорь Курсаков вернулся из арктической экспедиции

«Всю нашу страну можно объехать на простом автомобиле», - утверждает Игорь Курсаков, уроженец Воткинска, в настоящее время живущий в Калининграде. И доказывает эти слова собственным опытом.

17 апреля 2019 года Игорь Курсаков вернулся из очередной экспедиции — на этот раз арктической. Уже через несколько дней автопутешественник приехал в Воткинск, чтобы рассказать о своем новом приключении.

 

По нашей стране можно и нужно путешествовать

Арктика издавна притягивала к себе людей своей неизведанностью. В начале 20 века было совершено много арктических экспедиций, север активно осваивался, изучался, но в 90-е годы это резко бросили.

Мы уже несколько лет занимаемся развитием внутреннего туризма в России. Показываем своим примером, что по нашей стране можно и нужно путешествовать на простых машинах. 26 февраля мы на трех автомобилях «TOYOTA» - Land Cruiser 200, Land Cruiser 80 и Land Cruiser 105 -

выехали в экспедицию на Чукотку и добрались до самой северной ее точки — Мыса Шелагского.

Однако первыми там оказались наши друзья — команда Богдана Булычева на автомобилях «TOYOTAhilux» и «TOYOTA  fortuner». Мы вместе с ними ехали от Якутска до Певека. Оттуда они сразу рванули на мыс, а мы остались ждать товарищей из Барнаула и за это время съездили на прииск Майский.

Всего на мысе Шелагский побывало 13 человек: шесть из команды Богдана Булычева, нас трое и еще четверо ребят из Барнаула.

До нас этого никто никогда не делал, и все, кого мы встречали по пути, говорили, что это невозможно. Однако нам удалось.

 

Дальше — только Северный Ледовитый океан

22 тысячи км, 50 дней в пути, месяц чистого времени на Чукотке, рекорд России и рекорд Европы — вот результат нашей экспедиции. Рекорд Гиннеса нам не засчитали, потому что их представители не прилетели в Певек — это город на Чукотке. 

Суть рекорда заключается в том, что мы на обычных машинах, которые можно купить в любом автосалоне, без поддержки крупных компаний, без серьезных финансовых вложений смогли проехать в самую дальнюю континентальную точку Чукотки. Мы были выше 70 параллели северной широты. Дальше - только Северный Ледовитый океан.

 

«Это вы здесь приключаетесь, мы - живем»

Во время пути были моменты, когда в день проезжали всего 40 или 60 км. Например, на реке Илирней  мы сами себе наливали дорогу. Мы называем такой способ «МорозДорСтрой». Представьте: река разлилась и по льду пошла новая вода, которая не замерзает. По колее от огромных бензовозов мы проехать не можем, нам нужно, чтобы она замерзла. Мы счищали снег, вырубали майны и черпали воду. При температуре -45 она очень быстро замерзает, и по такой ледяной дороге автомобили спокойно проезжают.

Один раз я провалился в наледь. Температура воздуха была -47. Куртка замерзла сразу, я смог снять ее только через верх. Ну ничего — переоделся и через две минуты уже опять работал.

Трое суток мы простояли в селе Колымское — остались на праздник юкагиров. Представителей этого народа осталось всего 700 человек во всем мире.

 

Как только со льда Восточно-Сибирского моря мы ушли на сушу, нас встретила заметенная огромными снежными сугробами дорога. Поэтому до станции Валькаркай пришлось ехать «на лопатах». Сколько прокопали — столько проехали. Но до мыса Шмидта нам доехать так и не удалось.

Самое интересное, что когда мы разговаривали и рассказывали обо всех наших происшествиях местному населению, они в ответ смеялись: «Это вы тут приключаетесь, а мы так живем».

 

Волки

Волки есть постоянно, но они не подходят, мы для них не еда. Был такой случай: мы встали на дороге, нужно было пойти за трактором. Я ночью отправился по тундре за 7 км. Добрался до места, а трактор уехал. Делать нечего — пошел обратно. Была почти полночь. Да, волки есть, но когда ветер дует на тебя, они не учуют запах. Идти не страшно. Деревья низкие, редкие, на небе - северное сияние, к тому же я хорошо ориентируюсь. Страшнее в Москве переходить дорогу на пешеходном переходе.

 

Люди добрые и очень гостеприимные

На севере людей не бросают и без внимания не оставляют. Население классное, доброе, гостеприимное. Первым делом всегда спрашивают, голодные ли мы. В селе Колымское мы пришли к главе администрации, и сразу началась операция по нашему спасению. Нас поселили в больничной палате, обследовали, обеспечили едой, принесли книги, провели нам экскурсию в музее. Здорово!

Ужаснулись мы от цен. Яблоки, например, стоят 600 рублей за один килограмм, лук — 500 рублей, картофель — 350 рублей, самая дешевая плитка шоколада -  220 рублей.  При этом средняя заработная плата - 25-40 тысяч.

 

Север ошибок не прощает

В экспедициях мы не новички, поэтому подготовка много времени не занимает. Мы всегда держим в голове список вещей, которые необходимо взять. Это, конечно, теплая одежда, обувь, запас еды и топлива. При возникновении непредвиденных ситуаций автономность проживания составляет две недели, по запасу топлива — неделя.

Критерии отбора в команду тоже есть: человек должен не пить и не курить,  быть спокойным, не вспыльчивым и четко выполнять свою функцию. Если что-то случилось, виноваты все. Села машина — все падают под нее и откапывают.

И еще одно требование - машина TOYOTA. Если все это есть — поехали.

Однако новички должны понимать: север ошибок не прощает, если температура падает ниже 40 градусов, жизнь представляет собой одну копейку.  Север - это проверка, испытание. Если человек трусливый, слабый, злой, он не выживет на севере. Там очень быстро видно, кто есть кто.

 

Путешествия в папахе

В каждой экспедиции мы снимаем фильм, чтобы рассказать о жизни в северных регионах.  Когда доезжаем до финишной точки, начинается массовое фотографирование. Делаем снимки всего, что дали спонсоры: перчатки, носки, очки, термосы, кружки. Все записывают послания, приветы, фотографируются с флагами и т.д. Операторы устают, но что же делать — потом не снять. Геоточка зафиксирована.

Если вам наши приключения интересны, если вы хотите посмотреть больше фото и видео — подписывайтесь на канал на YouTube«Путешествия в папахе» и на мой аккаунт «Игорь Курсаков» в Инстаграм.

 

Еще масштабнее

Осенью у нас начинается подготовка к еще более масштабной экспедиции — мы хотим пройти все самые северные точки Чукотки. А если удастся получить канадскую и американскую визы, сделаем кругосветку по озерам по северным точкам. В любом случае дома сидеть точно не будем!

 

Вход на сайт

Если вы зарегистрированы, то можете войти:

ВХОД НА САЙТ